лариса куликова
Сценарий экскурсии в мини-музей «Дом игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в мини – музей «Дом игрушки» детского сада.
Цель: создание музейной среды по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с игрушками поколений от наших бабушек к современным.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со значением «музея»;
- дать представление о разнообразии игрушек; о истории их создания.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
- воспитывать желание научиться изготавливать игрушки (тряпичные, вязанные, бумажные);
-воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Развивающие:
- развивать познавательные способности;
Темочки:
- Игрушки. Сценарии развлечений с любимыми игрушками
- Игрушки. Сценарии развлечений, досугов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
- развивать интерес к игрушкам прошлого и настоящего, музею.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Предварительная работа: подборка игрушек, создание мини – музея.
Методическое обеспечение: куклы из ткани, изготовленные в разных техниках, правила посещения мини-музея, каталог экспонатов мини-музея народной куклы, современные русские куклы, коллекция «Куклы своими руками».
Методы и приемы: беседа, показ, рассказ.
Устройство мини-музея «Дом игрушки»
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены:
1. Музыкальные инструменты-гармошки, балалайки, гитара, барабан, бубны, дудочки, клавесин, микрофон (Для игры в магазин музыкальных игрушек)
2. Две школьные парты и доска (Для игры в «Школу»)
3. Развивающие деревянные кубики с изображением сказочных героев.
4. Деревянная корзинка с деревянными грибочками.
5. Деревянный деревенский домик.
6. Деревянная ваза
7. Флажки советские «Мир, труд, май» советские.
8. Деревянные матрешки.
9. Деревянные предметы быта- стаканы, ложки, половник, вазы, чашки, полка старинная, карандашницы расписные, копилки.
10. Изделия из металла: тарелки расписные, полка, счеты, статуэтка «Крокодил Гена и Чебурашка».
11. Мягкие игрушки: заяц, Чебурашка, заяц, петушок, лошадка, курочка, подушечка.
12. Разные виды кукол – обрядовые (на рождение детей, на счастье, на благополучие в семье). Кукла вязанная «Папа с коляской», береговые, игровые и т. д.
13. Корзинки плетенные, пластмассовые
14. Корзинки плетенные из лозы.
15. Машинки пластмассовые советские,
16. Колобок пластмассовый
17. Куклы пластмассовые, Снегурочка пластмассовая, Дед Мороз пластмассовый
18. Игрушки из резины: лиса, собака, лев, медведь, мячик, обезьяна, заяц, мальчик.
19. Изделия из глины: кувшин, петушок, медведь, тарелка.
20. Елка советская, украшенная елочными игрушками.
21. Маски для игры в театр.
22. Альбом с разными видами народных кукол.
23. Правила поведения в мини-музее.
24. Методический материал «Интересные факты о Матрешке»
25. Методический материал «Куклы, сделанные своими руками».
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты (куклы) мини-музея находятся в свободном доступе детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр.
Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Коллекция «Куклы своими руками».
Экспонаты выполнены воспитателем и родителями. Они могут быть применены для знакомства детей с народно-прикладным искусством.
Ход экскурсии.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Вы пришли в музей «Дом игрушки». Что такое музей? Это место, где хранятся различные старинные предметы, вещи, картины и многое другое. Люди приходят в музей, чтобы познакомиться с экспонатами (так называются эти старинные вещи, предметы) и больше узнать о жизни своих бабушек и дедушек. Такой музей есть и у нас в группе.
Воспитатель: Посмотрите, как много здесь разных кукол. Они разного размера, цвета и формы. А еще они по-разному изготовлены. Есть куклы обрядовые, есть куклы игровые, есть куклы-обереги.
Как вы думаете, для чего нужны куклы? (ответы детей)
Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой, куклу своей дочке передавали.
Русская кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было очень много. Дети делали кукол сами, они начинали «вертеть», т. е играть, куклу уже лет с пяти.
И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, девочки и мальчики с радостью и интересом учатся делать народных кукол.
На Руси куколки делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.
Сейчас я покажу вам альбом русской народной куклы и познакомлю с каждой из кукол.
Кукла - столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла -столбушка передается от матери к дочке. (Демонстрация картинки).
Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы, верили, что новый год будет сытным. (Демонстрация куклы).
А вы заметили, что куклы чем-то необычны?
Дети. Нет лица.
Педагог. Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.
С куклами, носящими название "Кувадки", "игрались" мужчины. Именно они приносили эти куклы в баню, где в старые времена принимали роды у женщин. Эти куклы должны были обмануть злых духов и не пустить их к младенцу и роженице. Магические обряды защиты от нечистой силы и назывались - "Кувада".
Народная кукла малышок-голышок – это игровая кукла. Такой старинный русский пупсик. С ним девочки играли в дочки-матери, нянчили его, баюкали. И, конечно, шили разные одежки, осваивая первые шаги обращения с ниткой и иглой. Ведь в отличие от большинства русских народных кукол здесь можно снимать-одевать-переодевать малышка. А можно и не шить сложные одежки, а сделать пеленочки и одеяльце – вот кукла-младенец и в обновках! Одевать такую куколку очень удобно – ведь у нее гнуться ручки-ножки как угодно!
Кукла-оберег Счастье – это славянский оберег, помогающий привлечь процветание, достаток и радость. Хозяюшка Благополучница нередко называется Домовушкой, ведь наши предки верили, что она дружит с Домовым. По другой же версии она была его женой.
А этого чудесного малыша называют кукла Пеленашка
После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку-оберег - "Пеленашку". Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она отвлекает на себя злых духов, оберегая ребёночка.
Укладывали ее рядом с малышом, приговаривая "Сонница - бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"
Воспитатель: Ну как, ребята, понравился вам рассказ о народных тряпичных куклах? (да)
Воспитатель: Вы, наверное, заметили, что все куклы без лица. Хотите, я расскажу вам, ребята, почему все эти куклы без лица? Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя (через глаза) и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека, и с ее помощью нельзя будет вредить человеку, в неё не вселяется злость и она безвредна для ребёнка.
- А что она даёт, такая куколка? (Она даёт силы, радость, здоровье).
Самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Как можно сделать куклу без иглы и ножниц? (Ткань нужно не резать, а рвать, кукол так и называли «рванки».)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с куклой, в народную хороводную игру.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье.
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанья приложить!
Играем в игру «Галя по - садочку ходила»
Воспитатель: Ребята, в нашей коллекции есть и современные куклы, которые изготавливает наша воспитательница. (Показывает). Она все делает сама. Вот эти волосы и ресницы из настоящего конского волоса. Поэтому они выглядят как настоящие. Платье, туфли они тоже сама шьет. Посмотрите, как красиво! (Дети рассматривают).
Воспитатель: Ну вот, наша экскурсия и подошла к концу. Надеюсь, вам понравилось. А что вы узнали нового? Что особенно вам понравилось, какие куклы? Кто помнит название кукол мини-музея? Хотели бы вы научиться делать кукол своими руками? Мы обязательно сделаем.
А сейчас посмотрите, у нас представлены еще матрешки разных поколений,
Есть музыкальные игрушки (показывает)
Есть деревянные игрушки (показывает)
Есть металлические, которые также были изготовлены в 1980 году. Есть мягкие игрушки (показывает) с ними тоже любили играть ваши бабушки, дедушки, когда были маленькими.
На стенде представлены также пластмассовые игрушки (показывает).
Есть глиняные игрушки. Их делали из глины, а чтобы они были прочными, их обжигали на огне. Посмотрите, какие необычные изделия из глины: кувшин, пиала, кружка. Елочная игрушка, кукла, карандашница. Кувшины и пиалы использовали для воды. С вылепленными игрушками играли.
Бабушки и дедушки любили играть в «Школу». Для этого в детсаду использовались игрушечные парты, доска. Дети распределяли роли: учитель и ученики. Учились писать цифры и буквы. А «Учитель» ставил отметки.
С флажками дети ходили с родителями на демонстрацию в праздничный день. В саду они также продолжали играть в игру «На праздник».
Вы спросите, почему до сих пор сохранились игрушки ваших бабушек? Ответ очевиден: они очень бережно и аккуратно играли. Если вы будете играть аккуратно и бережно относиться к игрушкам, то ваши дети смогут увидеть игрушки, в которые вы играли.
Будем беречь игрушки? Да.
Наша страна многонациональна. У нас есть альбом, где представлены куклы в национальных костюмах. Давайте посмотрим. Такие костюмы шьют в мастерских. У нас в саду есть несколько кукол в национальных костюмах. Посмотрите. Нравятся? Да, эти куклы великолепны. С ними нужно играть очень бережно.
На этом наша экскурсия закончилась.
Спасибо вам всем за внимание.