Анастасия Петренко
Конспект экскурсии в степь «Ой, ты, степь широкая»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в степь «Ой, ты степь широкая».
Цель – познакомить детей с бескрайней степью, воспитание бережного отношения к природе степи и умения видеть ее красоту.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе; прививать основы экологической культуры, умение преодолевать небольшие трудности, формировать желание участвовать в посильном труде.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивающие: расширять представления о том, что человек – часть природы и, что он должен беречь, охранять и защищать ее; закрепить представления о живых организмах; расширять умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты, не оставлять мусор); ознакомление дошкольников с лекарственными дикорастущими растениями, их ценности для здоровья, правил пользования.
Обучающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; обогащать знания об особенностях приспособления живых существ к окружающей среде.
Ход экскурсии.
Подготовка воспитателя и детей к экскурсии.
При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь детей, чтобы она соответствовала погодным условиям. Провести беседу для того, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии. Педагог сообщает ее цель - дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
Поговорить, как влияет природа на органы чувств, рассказать, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение; что степной шум и шелест листьев благоприятны для слуха; обратить внимание детей на разнообразие запахов и осязательных ощущений в степи. С этой целью можно предложить детям потрогать кусты, листья, понюхать цветы.
Научить детей правилам поведения в степи - идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т. д. Можно поговорить о возможных неожиданных встречах - с дикими животными, насекомыми, змеями, посторонними людьми, о том, как вести себя, чтобы не заблудиться.
Если в степи встретятся лекарственные растения, следует о них поговорить поподробнее.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в степь. Познакомимся с обитателями степи, лекарственными дикорастущими растениями.
Степи широкие, дали безбрежные,
Запах полыни и лёгкий ковыль!
Всё это русское, всё это нежное,
Всё это бережно в сердце хранит. (Татьяна Ёжкина)
- Остановитесь, посмотрите, послушайте тишину степи, полюбуйтесь её красотой.
- Что вы слышите?
- Подышите чистым степным воздухом. Закройте глаза и глубоко вдохните, что вы чувствуете?
- Степь это бескрайние просторы с курганами и оврагами. В степи дует сильный ветер и редко идут дожди. Растёт много растений и лечебных трав, которые могут жить при длительном отсутствии воды.
- Я сейчас вас познакомлю с некоторыми дикорастущими лечебными травами.
- Это полынь.
- Посмотрите, какого она цвета? (серого) Почувствуйте её запах?
Полынь используется в народной медицине для лечения.
- Давайте пройдём к следующему растению. Это зверобой. Расскажите, из чего состоит растение? (Корень, стебель и цветочки) Подойдите я дам каждому по цветку. Понюхайте, потрогайте. Какой он на ощупь? Какого цвета? Травянистое растение зверобой – лечебное, люди его используют, чтобы снять воспаления.
- Идём дальше, вы знаете это растение? Это лопух большой. Посмотрите, какие большие листья у этого растения, какого они цвета? Имеет ли запах? Лопух тоже лекарственное растение, широко используется в народной медицине и косметологии. У лопуха есть цветки, собранные в шаровидные корзинки. Потрогайте их, какие они на ощупь?
- Давайте с вами поиграем.
Игра называется «Догони и прилипни» с использованием цветков лопуха большого. Перед игрой воспитатель предупреждает детей о том, что они находятся в степи, где нужно всегда смотреть под ноги, чтобы не наступить на какое-нибудь животное.
- А теперь я вас познакомлю еще с одной лекарственной травой это чабрец.
- Возьмите один листик чабреца и помните его, понюхайте. Как он пахнет? Какого цвета у него цветочки? Правильно, пахнет приятно, вкусно, а теперь сравните с запахом полыни. Какой вам запах нравится больше? Отвар чабреца используется при простудных заболеваниях.
- А теперь посмотрите. Это ковыль. Давайте понаблюдаем, что происходит с ковылем при сильном ветре. На что похоже движения ковыля? (На волну)
У меня есть ножницы, подойдите по очереди я вам срежу по одному колоску ковыля. Возьмите его в руки потрогайте, понюхайте. Какой он на ощупь?
Все растения, которые растут в степи считаются дикорастущими. Никто их не высаживал, это ветерок принёс семя, оно упало на землю и проросло. Растения нельзя рвать, их можно только срезать, чтобы не повредить корень.
- А сейчас походите, посмотрите и выберите себе растение, которое вам понравилось, только не рвите его. Позовите меня, и я его вам срежу.
- В степи обитают разнообразные животные, птицы и насекомые. Может кто-то знает, какие животные обитают в степи? В степи обитают суслик, заяц, хорёк, лисы и т. д. Но в степи есть и опасные пресмыкающиеся. Кто-нибудь знает, о ком я говорю? Правильно, это змеи. Поэтому нужно по степи ходить аккуратно, чтобы не наступить на змею, ей будет больно, и она может атаковать. Но, если змею не трогать, она не тронет тебя. Степные птицы : куропатка, фазан делают гнёзда в высокой траве.
- А теперь, ребята, обратите внимание, что в степи не так? Что лишнее здесь? Да, ребята, это мусор. Многие взрослые и дети не задумываются о природе и выбрасывают мусор в степь. От этого страдают птицы, животные и конечно же растения. Как вы думаете, нравится ли животным и птицам, что их дом превращают в свалку? (Нет)
- Степь лечит человека своими травами. Есть еще одна проблема это распашка степных земель. Люди распахивают степь под поля, и из-за этого степь теряет много своих просторов.
- Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы помочь степи? (Ответы детей).
Итог.
- А сейчас, ребята, посмотрите и скажите, какие у вас в руках есть лекарственные травы, и для чего они нужны?
- Что мы сегодня наблюдали? Что нового узнали? Что плохого делает человек степи? Как помочь степи?
Наша экскурсия подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Для закрепления знаний о степи, из собранных степных цветов, дети с воспитателем оформляют гербарий, делают композиции.