Велиляева Зера Абдулкадыровна
Конспект НОД для детей старшей группы «Экскурсия в школьную библиотеку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы
«Экскурсия в школьную библиотеку».
Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Экскурсия в школьную библиотеку“» размещена в разделах
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Цель: познакомить детей с профессией библиотекаря, формировать интерес дошкольников к литературному произведению.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки, продолжать и развивать интерес детей к художественной литературе.
2. Обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.
3. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы по произведению.
Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем.
Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке, клей для подклейки книги, скотч, ножницы.
Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Ход экскурсии
Организационный момент:
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
Пусть тебя увидит мама
И умытым и обутым
Все прибрав иди к ней прямо
И скажите ей: «С добрым утром!»
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам…
И веселым, интересным
День твой должен получиться
В: в каждой библиотеке есть общие для всех правила. Сейчас я прочитаю стихотворение о правилах поведения в библиотеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Есть страна чудесная на свете,
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеки
Правила особенные есть:
Знать их обязательно вам нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдёшь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!
В: какие правила дети вы запомнили:
• Поздороваться.
• Вести себя достойно и спокойно
• Быть вежливым и тихим.
В: ребята что такое библиотека? Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
Дети: дом, где живут книги.
В: ребята, а зачем нам нужна библиотека?
Дети: библиотека нам нужна для того чтобы взять книги во временное пользование домой.
В: для чего нужны книги? (чтобы читать их. Чтобы стать грамотными. Чтобы узнать много интересного, нового)
В: а какие книги бывают в библиотеке? ( книги бывают самые разные: веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные)
В: книга - это самый большой волшебник на свете. Только с помощью книги можно безгранично путешествовать по просторам всего мира. Посещать различные страны, быть участником необыкновенных приключений, таинственных странствий. Скажите пожалуйста, разве может телевизор книгу заменить?
Андрей читает стихотворение:
«Разве может телевизор книгу заменить»
Разве может телевизор
Детям книгу заменить?
Разве может телевизор
Так, как книга, говорить?
Только книгу открываем
И, о чудо, улетаем:
Вместе с Карлсоном и Пэном,
Обгоняя стаи птиц.
Мы летим в пространстве книги,
Скорость – тысяча страниц.
В: в каждом доме есть хозяйка, которая следит за порядком и соблюдает традиции. Как вы думаете, в библиотеке есть хозяйка? Ответы детей.
В: кто самый главный в библиотеке? (библиотекарь)
В: правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь он нам сейчас расскажет и покажет.
Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки, читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Б: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру которая называется «Поле чудес»
Вопросы к произведениям
В: кто ходит по цепи кругом? (кот ученый)
В: а вы, ребята, любите чудеса? Хотели бы вы, чтобы сейчас произошло чудо? Если да, то закрывайте глазки, а я произнесу волшебные слова. Посмотрим, что произойдет.
Дети закрывают глаза, воспитатель произносит слова:«Крибле, крабле, бумс!» Появляется ученый кот.
Кот: Я ученый мудрый кот! У меня полно хлопот.
Коль направо я пойду – звонку песню заведу.
А налево поверну – сказки сказывать начну.
Отвечайте без подсказки, все ли дети любят сказки?
Кто меня узнал? Такого, как я, больше нет нигде в сказочном мире!
Кот: я ведь совершенно необычный. Во-первых, очень мудрый. Во-вторых, одновременно работаю во многих сказках. А вы знаете сказки, в которых главный герой я – Кот? И вот еще вопросы:
- В какой сказке мне пришлось выручать своего лучшего друга Петушка из когтей коварной лисы? («Кот, петух и лиса»»).
- В какой сказке на королевской дочери я и хозяина женил, и людоеда, словно мышку проглотил? (Ш. Перро «Кот в сапогах»).
- В какой сказке я вместе со своими друзьями мальчиком и собакой поселился в деревне Простоквашино и даже завел себе корову? (Э. Успенский «Каникулы в Простоквашино»).
Кот: неплохо, неплохо. Знаете сказки, в которых я работаю котом, ничего не скажешь. Но сегодня у меня совсем другая работа. Вы загадки? А сейчам мы это проверим. А сейчас я хочу вам загадать загадку.
Кот: вот моя первая загадка:
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
В: а скажите, как называется ваша Родина? Ответы детей
В: наш Крым – это удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане. Наш полуостров сказочно красив. Чтобы передать свои впечатления от увиденного, поэты, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений. Сейчас мы с вами послушаем, как воспевают наш Крым в поэзии. Кот ученый наши дети приготовили стихи про Крым.
Камила.
Крым – это здравница и это чудо сад.
Крым – это фрукты, это сладкий виноград.
Крым – это море, это райские места.
Крым – это южных гор крутая высота.
Крым – это степи, заповедные леса.
Крым – это сказка, заглянувшая в глаза.
Аким П.
«Крым» Лидия Огурцова
Крым, как солнце, один в этом мире,
Крым – это степи в шуршащем ковыле,
Крым – это пики вершин в поднебесье,
Крым – это море, поющее песни
Даня Д.
Владимир Натанович Орлов «Здравствуй Родина моя»
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Кот: а вы знаете какое сейчас время года? Ответы детей.
В: а мы еще знаем стихи про весну
Женя П.
«Весна и Ручей» Ланцетти
Я под снегом долго спал,
От молчания устал.
Я проснулся и помчался,
и с Весною повстречался:
– Хочешь, песенку свою
Я тебе, Весна, спою? –
А Весна: – Кап-кап! Кап-кап!
Ручеёк, ты не озяб?
– Нет, ни капельки, нисколько!
Я проснулся только-только!
Всё звенит, журчит во мне!
Я спою. Растает снег.
Анифе А., Андрей Г., Анифе С.
«Крымская весна» Т. С. Селютина
Кот: Сегодня я – хранитель сказочного музея, в котором собраны волшебные предметы. Вот сейчас мы с вами пополним музей волшебными экспонатами. Когда наступает ночь и все спят, в сказочном музее происходят чудеса, сказочные персонажи сходят со сказочных страниц и приключения продолжаются. Но вот случилась беда, когда они возвращались обратно потеряли свои вещи их нужно вернуть в книгу. Вы поможете мне?
Д/и «Бюро находок»
Кот: молодцы, вернули вещи своим героям.
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно хором отвечай.
Д/И «Доскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками. («Елка» Е. Трутнева)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)
Д/И «Доскажи пословицу»
1. За добро – (добром платят) ;
2. Дом без книги – (день без солнца) ;
3. Кто много читает – (тот много знает) ;
4. Будешь книги читать – (будешь много читать) ;
5. Книга поможет в труде – (и выручит в беде) .
Кот: в каждой сказке, произведениях есть положительные и отрицательные герои. Я предлагаю вам заменить отрицательных героев на положительных. Не зря говорят: ласковое, доброе слово душу согревает.
Д/И «Замени добрыми словами»
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Обидеть – защитить
Грустный – весёлый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Трусливый - храбрый
В: по многим детским художественным произведениям были созданы фильмы или мультфильмы. Ваша задача угадать из какого мультфильма или фильма песня, которую вы услышите. Отвечать по очереди.
Д/музыкальная игра «Музыкальная шкатулка».
Кот: ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Ответы детей). А кто назовёт свою самую любимую сказку?
Коммуникативная игра «Моя любимая сказка»
В: как вы думаете ребята чему учат сказки (учат быть добрыми, умными, честными, трудолюбивыми, дружными, любить свою Родину, уважать старших, помогать слабым)
Кот: ребята, вы сегодня узнали, что есть такое место. Это библиотека. В библиотеке работает библиотекарь. Его работа очень интересная. Он должен много читать, чтобы помочь читателю выбрать интересную книгу. Можете попросить своих родителей, чтобы они привели вас в библиотеку и записали. Сначала книги будут читать вам ваши мамы и папы, а потом вы сами. И помните, что с книгами нужно обращаться бережно. Наше с вами путешествие подходит к концу. И я хочу вам сказать что вы замечательные, талантливые ребята.