татьяна дедок
Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная экскурсия – это важная форма организации обучения в детском саду.
Экскурсия – представляет особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательный характер. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа экскурсовода, а также зрительного восприятия детьми. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование)
Публикация «Экскурсия в музей как средство ознакомления дошкольников с народной культурой» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В ходе подготовки экскурсии следует учитывать :
• Информация должна быть объективной, научной, доступной.
• Игровые приемы и упражнения должны быть связаны с темой экскурсии.
• Эмоциональный фон экскурсии должен идти по нарастающей: самый яркий экспонат, рассказ, игровой прием должны быть введены ближе к концу.
• Рассказ о различных экспонатах должен обладать внутренней логикой.
• Все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, должны решать основную познавательную задачу экскурсии.
• Заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной тематики.
Экскурсия состоит из 3 частей : вводной, основной и заключительной.
Перед осмотром экспозиций музея экскурсовод определяет тему и задачи экскурсии и подводит посетителей к пониманию основного содержания.
В водной части экскурсии экскурсовод дает установку на предстоящее восприятие материала.
Основная часть экскурсии включает рассказ экскурсовода, зрительное восприятие музейных предметов и приемы активизации посетителей, к которым относятся эвристические вопросы, игровые приемы, поисковые и творческие задания и др.
Завершает экскурсию заключительная часть, в ходе которой подводится итог и дается установка на восприятие материала последующей экскурсии.
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремиться к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством воспитателя.
К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
- экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
- содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;
- любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение.
Музейные экспозиции и экскурсии методически взаимосвязаны.
Экскурсионная работа решает основные задачи: - выявление познавательных, творческих способностей детей; - развитие начальных навыков восприятия музейного языка; - расширение представлений о содержании музейной культуры; - создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими факторами как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные рамки музейного восприятия.
Методические формы экскурсионной работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны: обзорные и тематические экскурсии, экскурсия-путешествие, фантазия; соревнование; познавательные беседы-викторины, КВН, «Поле Чудес» и т. д.
Модель построения экскурсии в мини-музей ДОО :
Структура экскурсии состоит из лирического вступления или проблемы для обсуждения, рассматривания экспонатов, чтения интересного познавательного материала к занятию, загадок и сказок, дидактической игры, затем проводится сама экскурсия – дети знакомятся с экспонатами. Каждая экскурсия заканчивается сюрпризным моментом. Для закрепления полученных знаний, как правило, посещение мини-музея, заканчивается практической работой – изготовление какого-либо предмета, экспоната для музея своими руками или декоративная роспись на трафарете.
1. Вводная часть Лирическое вступление Загадки, поговорки, пословицы (мотивация на предстоящую деятельность)
2. Основная часть экскурсии Работа с экспонатами Постановка проблемной ситуации
Беседа Предположение: - для чего это надо? - кому это надо?
Дидактические игры Опыты Наблюдения Театрализованная деятельность и др.
3. Подведение итогов экскурсии, решение проблемной ситуации Сюрпризный момент Практическое закрепление темы после проведения экскурсии.
Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами.