Vbogomaz
Конспект экскурсии в мини-музей «Русская изба» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Подготовила : Богомаз Владислава Павловна
МБОУ Жаворонковская СОШ
дошкольное отделение детский сад 16
МО Одинцовский район, с. Юдино
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Цель: формирование ценностного отношения к русской народной культуре, а так же к историческому прошлому русского народа.
Задачи:
познакомить детей с жилищем крестьянской семьи – избой.
Публикация «Конспект экскурсии в мини-музей „Русская изба“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Познакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. Д.)
Приобщить к народным традициям убранства русской избы.
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, словами, которые использовались в быту русского человека (ухват, чугун, прялка, рынка и тд)
Воспитывать любовь, гордость и уважение к русскому народу, его культуре и традициям.
Развивать положительное отношение к традициям наших предков.
Способствовать расширению кругозора.
Словарная работа: прялка, крынка, ухват, чугунок, самовар, русская печь, рубель, лапти.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: просмотр презентации "Русская изба", чтение русских сказок (гуси-лебеди, по щучьему велению, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций).
Оборудование и материалы: предметы домашнего обихода - печь, рубель, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, корзина, рушник, сундук, лапти, прялка, самовар, ухват, чугунок.
Ход ООД:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
-Здравствуйте, гости званые, гости желанные!
Воспитатель:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Торопись скорей,
Собирайся в хоровод.
(Звучит музыка, на её фоне дети читают стих о Родине и водят хоровод).
Дети все вместе :
На широком просторе,
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Воспитатель:
Ребята, о чём говорится в стихотворении?
Дети: О Родине. Наша Родина – Россия.
Воспитатель:
А что такое малая Родина?
Давайте поиграем, я вам буду передавать мяч, а вы скажите, что такое малая Родина для вас.
Ответы детей :
1 реб. М. Р. - это место где мы родились и живём.
2 реб. М. Р. - это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
3 реб. М. Р. - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
4 реб. М. Р. - это место, где стоит наш детский сад.
5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
6 реб. М. Р. - это наше село Юдино.
7 реб. М. Р. – это дом в котором, мы растем и воспитываемся.
Воспитптель: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Наш дом родной.
Всегда ли ваш дом был таким, какой он сейчас? Как думаете?
Дети:
-Нет.
Воспитатель:
Верно. Поэтому я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт. В этом нам поможет одно очень интересное место, чтобы узнать какое, нужно отгадать загадку:
«В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет»
Дети: Это музей.
Воспитатель:
Ребята, а что такое музей? (ответы детей). Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В нашем саду как раз есть мини-музей, называется он «Русская изба» туда мы и отправимся.
Избы на Руси строили из древесины: сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. При входе в избу, волей- неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить. Чтобы в холода в избу меньше дуло и тепло не уходило, дверь делали низкой, а порог, наоборот, высоким.
На Руси все умели управляться с деревом, давайте и мы с вами попробуем наколоть дров. Раз идём в гости, то уж не с пустыми руками.
Физкультминутка
За дровами мы идём
И пилу с собой несём (ходьба на месте)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно (пилим бревно)
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить (разводим большой круг руками)
Чтоб дрова залезли в печку
Их разрубим на дощечки. (боковой частью одной ладони стучим по другой)
А теперь их соберём
И с собой в избу возьмём! (наклоны)
Воспитатель: Молодцы ребята! «Делу – время, а потехе – час». Потрудились на славу! Накололи, набрали дров, теперь милости прошу в русскую избу.
Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.
Что занимает центральное место в избе?
Дети: Печь.
Воспитатель: Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба - не изба», говорили в старину. Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», что это значило?
Дети: Голова – значит самая главная.
Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь крестьяне.
Воспитатель: Как вы думаете, почему называли печь «кормилицей»?
Дети: печь называли кормилицей, потому что в ней варили еду, пекли хлеб.
Воспитатель: Посмотрите сюда поближе, это варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло.
На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами.
Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?
Дети: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»
Воспитатель: давайте вспомним, какие пословицы вы знаете пословицы про печь?
Дети :
«хорошая печь – гордость любого хозяина»
«дом без печки – нежилой дом»
«печь – кормилица-матушка»
«хочешь есть калачи, - не сиди на печи»
Воспитатель: А чем топили печь?
Дети: Печь топили дровами.
Воспитатель: вот и наш подарок пришёлся в пору (кладём вязанку дров).
Давайте вместе рассмотрим посуду, с помощью которой хозяйки готовили обед.
Воспитатель загадывает загадки:
1. Книзу узок, верх широк не кастрюля – а (чугунок).
Воспитатель: Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Форма чугунка неспроста такая, так сделано, чтоб его легко было вытащить из печи. В чугунке варили щи, кашу, тушили овощи. А что помогало его доставать?
2. Из русской печи
Кашу тащит, калачи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил (ухват).
А вот и ухват. Ухват – это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом ставили в русскую печь чугунки.
3. Из глины мастера лепили, а хозяйки молоко хранили? (Крынка)
Крынка - это глиняный кувшин, в нем удобно было хранить жидкие продукты. Как думаете, а что еще наливали в крынку? (Квас, воду)
4. Выпускает жаркий пар, древний чайник (Самовар)
Воспитатель: Именно в нем готовили чай. А как? Кто знает?
Дети: В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.
Воспитатель: За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, семейного покоя.
Воспитатель: а почему самовар так назвали? (Сам варит).
5. Деревянные подружки
Звонко бьются друг об дружку.
Расписные, как матрешки
Угадали? Это. (ложки)
Воспитатель: Все верно, это ложки. В старину у каждого была своя ложка, даже в гости со своими ложками ходили.
Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. "Щи да каша, пища наша" так звучала пословица о еде. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена.
Воспитатель: Ребята, а вот о чем конкретно говорилось в загадке?
Ложки не только были посудой, но и музыкальным инструментом. Давайте попробуем с ними поиграть.
Игра с ложками "Послушай и повтори"
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, постарались от души!
Кушанье приготовили, теперь пора и, стол накрывать: делали это в красном углу. В любую избу зайди и увидишь красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. Здесь висели иконы. Рядом размещался стол и лавки. В красный угол приглашали самых почётных гостей. Тут и стоял красавец-самовар, гостей встречал, чаем угощал.
Хозяюшка в избе была на все руки мастерица, умела все - печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
Загадка:
-Что за барыня такая,
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает. (Прялка).
Воспитатель: В каждой избе обязательно была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать варежки и другие вещи.
Пословицы:
- Пряха не Бог, а рубаху дает.
-Какая пряха, такая на ней и рубаха.
Воспитатель: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Носили преимущественно рубахи да сарафаны. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.
Ох, беда, после стирки одежда вся мятая…
Загадка:
Не мытьем, так катанием! (рубель)
Рубель это деревянная доска с поперечными желобками, гладили при помощи этого предмета. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку. И раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.
Труд был не из легких. Представляете, таким образом перекатать кучу белья? А это был женский труд! Воспитатель: Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Из чего плели лапти?
Дети: их плели из коры деревьев: липы, ивы, берёзы, дуба.
Воспитатель: На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.
С чем носили? (с онучами)
А что такое онучи?
Дети: полоска ткани белого или коричневого цвета.
Воспитатель: а завязывали оборами (длинные веревки).
Как вы думаете, удобно ли было в них ходить? (рассуждения детей).
Воспитатель: Ну что ж, порядок навели, нарядились, стол накрыли, теперь пора гостей дорогих угощать!
Один ребенок раздаёт баранки гостям, другой раздаёт баранки детям.
Воспитатель: ребята, ну что вам понравилось окунуться в быт наших предков? Что вам понравилось больше всего? Что показалось сложным? Было что-то непонятно?
Спасибо за внимание.