Неля Рифовна Кутлуева
Экскурсия в кабинет башкирского быта и русской избы.
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в кабинет башкирского быта и русской избы.
Цель: Повышение общего эстетического уровня в области национальной культуры РБ.
Задачи внеклассного мероприятия:
- расширение кругозора, развитие художественного вкуса;
- формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности,
- развитие художественно- творческих способностей учащихся, их фантазии, образного мышления, воображения, инициативы, творческой активности
Публикация «Экскурсия в кабинет башкирского быта и русской избы,» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Русская изба
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности;
- воспитание гуманного отношения к людям, уважения к их труду, народных умельцев;
- воспитание чувства национального самосознания, любви к отечественной истории и культуре, окружающей среде.
-Знакомство с творчеством народных мастеров и культурой башкирского народа, учить детей видеть и понимать прекрасное. Проверить знания о родной культуре.
Оборудование:
Выставка работ детей с прошлых заездов. На картинках изображены орнаменты, музыкальные инструменты, элементы национальных костюмов, башкирского и русского народа. (названия орнаментов, инструментов, костюмы и какому народу они принадлежат закрыты, для проведения игры) :
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются глубине веков. Потребности кочевников в предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев — в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла в оформлении национального костюма и украшении жилища. Через всё это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.
В эпоху средневековья в Башкортостане получили развитие такие виды изобразительного искусства, как наскальные изображения, монументальная скульптура и архитектура. Для выполнения наскальных изображений использовались обнажённые выходы скал. На гладкой поверхности их краской или гравировкой наносились фигуры животных, птиц. Наиболее своеобразна среди них фигурки человека с луком. В миниатюрных произведениях прикладного искусства кочевников особенно часто изображались медведи и кони в виде подвесок-амулетов. Медведи обычно изображались стоящими на всех четырёх лапах и с опущенной вниз головой. В изображении лошадей выражалось почитание этого благородного животного, они с такой любовью и мастерством выполняли контур мирно отдыхающего животного. Некоторые мастера изображали конские фигуры в сдвоенном виде. Это имело определенный чародейский, колдовской смысл: как бы усиливало охранительное значение амулета для его владельца, защищало от злых сил со всех сторон.
Дореволюционное декоративно-прикладное искусство башкир чаще всего ограничивалось потребностями семьи. Важным событием в жизни женщины было замужество. К свадьбе готовили большое количество тканых и вышитых вещей: узорный шаршау, свадебный костюм для девушки и жениха, полотенца, салфетки, скатерти, платки для приданого и для свадебных подарков. В период подготовки к свадьбе наиболее полно раскрывались творческие способности девушки и её мастерство вышивальщицы и ткачихи. В обычное время в кругу семейных забот почти не оставалось времени для творчества. Лишь немногие, наиболее талантливые мастерицы продолжали заниматься любимым делом. Их слава зачастую уходила далеко за пределы деревни.
БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ
Одним из самых популярных видов прикладно-декоративного искусства башкир является народный орнамент. В переводе с латинского “орнамент” означает “украшение, узоры”.
Башкиры издавна многообразным, ярко красочным орнаментом украшали упряжь коня, хозяйственную утварь, одежду, обувь, жилище.
Первый подарок невесты-башкирки жениху состоял из вышитых орнаментом по белому льняному полотну нательных рубашек, портянок, носовых платков. В приданое невесты входили наволочки для подушек, скатерть, занавеси-шаршау, вышитые пышными узорчатыми орнаментами. Если в семье жениха были пожилые, верующие члены семьи, для них на темно-синем или темно-зеленом полотне вышивался невестой коврик-намазлык. При этом рисунки орнаментов создавались в соответствии со вкусом и фантазией исполнителей, передавались из поколения в поколение. По технике выполнения в большинстве случаев они были ручными: именно такой способ был доступнее для женщины.
Башкирский народный орнамент оказал большое влияние на орнаменты других народов и сам обогащался рисунками, переносимыми из других культур. Башкирский орнамент сегодня успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, рубашек, кофточек, салфеток, деревянной посуды, подарочных сувениров.
Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных всем внутренним строением народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”.
В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используется белый цвет, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании с белым. Менее распространено употребление светло-зеленых и светло-желтых цветов. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками. На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц. Окна домов снабжают ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую глубину круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами.
ОДЕЖДА
Национальный костюм башкир складывался в течение веков. Единого обще башкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды были домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха, дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шёлк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством, искусством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приё мы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир кроме повседневного и обрядового существовало несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по форме, по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и повседневная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники, и в будни. Вообще для национального костюма башкир характерна была декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Наиболее торжественным считался красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Праздничная одежда мужчин, особенно костюм юношей и молодых, также отличался большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоев населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев были из среднеазиатских шелков, атласа, отделаны позументом, мехом, ярким сукном. Исключительно одеждой пожилых башкир из состоятельных семей были зелёные, синие, красные, широкие и длинные шелковые халаты.
Обрядовая одежда башкир привлекает внимание своей яркостью, праздничностью. Особых правил для одежды приглашенных на свадьбу не было. Каждый участник свадебного торжества по своему усмотрению надевал свой лучший праздничный наряд. Определённых правил придерживались лишь в одежде невесты и жениха.
Обряд наречения имени новорожденных сопровождался большой торжественностью. Присутствующие одевались празднично, но не ярко. Пришедшие на праздник были лишь участниками, главная роль отводилась матери и новорожденному.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Башкирский народный инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра, вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в конце XIX века инструментов европейского происхожде-ния (тальянка, мандолина, скрипка).
Самый древний и самобытный инструмент — это курай. Он легко изготовляется самими исполнителями из полого внутри стебля растения (русское название “дягель” или “дудник”, который в большом количестве растёт на территории Башкирии.
Ученые считают, что курай изобрели ещё в каменном веке. Курай представляет собой разновидность флейты. Диапозон курая от трёх октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр — мягкий. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг.
Другой распространённый в прошлом музыкальный инструмент — кубыз, также изобретённый ещё в каменном веке. Кубыз (зубанка) — инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Благодаря этому он был в про-шлом инструментом башкирской женщины. Башкирская женщина не имела права громко говорить и петь, а кубыз давал ей возможности, выражать свои чувства в музыке. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно: под его звуки можно тихо петь и, бесшумно танцевать. С другой стороны, кубыз настолько мал, что хранение его или утайка не представляла трудностей.
Продемонстрировать детям национальную одежду, орнаменты показать, и подделки.
Игра-викторина.
В игре участвуют 2 команды.
Первый тур «Подпиши, к какому народу относится: предмет, инструмент, одежда, элемент декоративно прикладного искусства, и как он называется».
Команды получают картинки и таблички с названиями: инструментов, орнаментов и элементы народных костюмов. Командам нужно прикрепить таблички рядом с картинками на свои места, а за каждое правильное выполненное задание дается – 2 балла.
Примечание:
При этом, не стоит забывать, что нужно поделить на две стопочки, что принадлежит (башкирскому народу,а что (русскому).
«Портрет писателя».
Ведущий. На нашей выставке представлены и портреты писателей, Чей это портрет? А также назовите, башкирский он или русский писатель.
1) Мажит Гафури.
2) Н. В. Гоголя.
3) Зайнап Биишева
4)А. С. Пушкин
5)Мустай Карим
6) Л. Н. Толстой
7)Нугуман Мусин
Ведущий. Да и написал он…и какая команда назовет, быстрее название какого либо его произведение, получит баллы и так по всем писателям.
Угадай мелодию.
Ведущий. Завершают игру-викторину четыре чудесных мелодий. Каждая команда прослушивают мелодию одну за другой и капитан команды должен назвать,чья мелодия (башкирская или русская) прозвучала под каким номером.
Подведение итогов игры - викторины.
Разделочная доска.
Исходя из полученного материала, дети должны нарисовать эскиз для разделочной доски, с башкирскими орнаментами.
ІV Вопросы.
- Скажите, каким способом украшали сапожки?
- Какие узоры характерны для башкирского орнамента?
- Вспомните их элементы
- Как вы думаете, симметричен ли башкирский орнамент?
- Почему?
- Объясните, какие цвета преобладают в орнаменте?
- Каково их чередование?
- Назовите наиболее лучшие и часто встречающиеся цвета в узорах вместе с их фоном?
- Ребята, а кто ещё прославляет наш край? Назовите их имена. Вспомните стихи поэтов, какие башкирские пословицы и загадки вы знаете?
- Как видите, ребята, башкирское искусство свидетельствует о неиссякаемом таланте башкирского народа. Сейчас это искусство получило признание, а несколько лет тому назад оно было почти забыто. Где возрождают искусство Башкортостана? Назовите эти места.
После беседы дети совместно с педагогом оценивают и выбирают наиболее удачные работы и выставляют, на выставке, организованная в кабинете башкирского быта и русской избы.
Эта выставка повысит авторитет санатория и в глазах родителей и детей, а также общественности. А какую пользу он принесёт малышам! Которые будут стремиться к лучшим результатам, знакомиться с искусством ещё и через прикладную деятельность самих ребят.