Кристина Аксёнова
Конспект экскурсии «Признаки осени» для детей младшей группы
Цель — формирование первичных естественно-научных представлений признаков осени.
Ход экскурсии
Воспитатель приглашает детей на прогулку в вокруг здания детского сада. Он обращает внимание детей на то, что стало прохладно, хотя и светит яркое солнце, дует ветер, по небу плывут тяжелые облака. Дети отвечают на вопрос воспитателя, почему они стали одеваться теплее, чем одевались летом.
Воспитатель собирает детей вокруг себя и читает стихотворение.
Воспитатель.
Публикация «Конспект экскурсии „Признаки осени“ для детей младшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Признаки осени. Наблюдения на прогулке
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Листики-листочки
Кружатся, кружатся.
Листики-листочки
На траву ложатся.
Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, потому что наступила осень. Какого они цвета?
Дети. Листочки красные, желтые.
В. Какие еще листочки? Какого они размера? Какой формы?
Дети. Листочки большие и маленькие, круглые и треугольные.
В. Вот этот листик овальный, а этот листик — резной.
Педагог показывает детям лист березы и лист липы.
В. Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки. Что они делают?
Дети. Листочки дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву, плавают в луже.
В. Возьмите один листочек в левую руку.
Дети выполняют задание.
В. Сколько листочков у каждого из вас в левой руке?
Дети. Один листочек.
В. Возьмите один листочек в правую руку.
Дети выполняют задание.
В. Сколько листочков у каждого из вас в правой руке?
Дети. Тоже один листочек.
В. А на траве сколько листочков?
Дети. На траве много листочков.
В. Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках, в лужах. Ветер кружит листочки над землей. Поднимите руки с листочками вверх и покружитесь вместе с ними.
Дети выполняют задание.
В. А почему и дорожки, и трава, и листики мокрые?
Дети. Утром шел дождь.
В. Верно, осенью часто идут дожди. Они уже не такие теплые, как летом. Иногда дождь может идти, моросить весь день. Давайте поиграем в новую игру, которая называется «Дождик».
Дети играют под руководством педагога.
Игра «Дождик»
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Тоненькие ножки.
(Дети стоят лицом в круг. Ритмично прыгают на обеих ногах. Произносят только повторяющуюся строку.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил дорожки.
(Тянутся на носочках вверх.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил осинки.
Дождик, дождик. Кап-кап-кап! Наклоняются.
Наклонил травинки.
Педагог обращает внимание детей на траву под елью.
В. Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?
Дети. Она и зеленая, и желтая.
В. Правильно. Летом травка была зеленой и сочной, а осенью она желтеет и засыхает. Посмотрите, как много сухих травинок.
Дети рассматривают траву.
В. Есть ли цветы в траве?
Дети. В траве нет цветов.
В. Да, правильно. Летом было много цветов, а осенью их не стало совсем. Но зато в траве что-то лежит. Что это? Откуда они взялись?
Дети. Это шишки. Они упали с дерева.
В. Возьмите одну шишку в правую руку. Рассмотрите ее. Какого она цвета? Какой она формы? Какая она на ощупь?
Дети. Шишка вытянутая, зеленая, пахучая.
В. Давайте сложим шишки в ведерко. Они пригодятся нам для игр.
Дети складывают шишки в ведерко.
В. Поставим ведерко и поиграем в игру «Шишка».
Игра «Шишка»
Педагог делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно выполнять движения, произносит текст. Дети проговаривают текст вместе с воспитателем.
Мы бежали по дорожке.
(Дети бегут по кругу друг за другом. Руки держат на поясе.)
Нам шишка попала под ножки.
(Идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
Стали мы её пинать.
(Вновь бегут по кругу.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Выполняют прыжки на носочках.)
Воспитатель подводит детей к дубу.
В. А что лежит вот под этим деревом? Посмотрите.
Дети. Это желуди.
Педагог. Какие желуди? Какого они цвета? Какой формы? Какие на ощупь?
Дети. Желуди зеленые, не круглые, гладкие, в маленьких шапочках.
В. Верно. Есть желуди зеленые и есть коричневые. Они действительно не круглые, они овальные. Послушайте стихотворение про желудь.
Вот так желудь! Как клубочек.
А в клубочке том — дубочек.
Если желудь посадить в землю, из него действительно вырастет дуб. Возьмите один желудь правой рукой. Положите его в корзинку.
Дети выполняют задание.
В. Сколько желудей в корзинке?
Дети. В корзинке много желудей.
В. Правильно. Осенью на деревьях созревают плоды и семена, они, как и листья, тоже падают на землю. Давайте вспомним, что вы узнали об осени на сегодняшней прогулке.
Дети. Осенью становится холодно, солнышко светит, но почти не греет. Люди одеваются теплее. Идут дожди, желтеют и опадают с деревьев листья, трава желтеет и засыхает, в траве не видно цветов, на деревьях созревают плоды и семена, они тоже опадают с деревьев.
В. Молодцы. Вы перечислили много признаков осени. На следующей прогулке мы будем наблюдать за птицами и поговорим о том, что делают осенью птицы и звери.