Елена Осипова
Экскурсия «Петропавловская крепость» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии
Тема «Петропавловская крепость»
Цель: Познакомить детей и привлечь родителей к знакомству с родным Санкт-Петербургом.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о том, что такое крепость.
2. Развивать умение отвечать на вопросы и доказывать свою точку зрения на примере Петропавловской крепости. .
3. Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей.
Публикация «Экскурсия „Петропавловская крепость“ в старшей группе» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
4. Обогащение словаря: остров, крепость, башня, стена, Петропавловская.
Предварительная работа: просмотр презентации «Петропавловская крепость», разучивание стихотворений и физкультурных минуток.
Материалы: Карта и «Волшебный шестигранник», мешочек с мелочью.
Ход экскурсии;
Воспитатель: Мы с вами стоим у метро и отсюда пойдем искать клад, который спрятали по указу царя Петра 1. Там лежат волшебные монеты, с помощью которых можно загадать любое желание. В этом нам поможет волшебный шестигранник. На одном из его углов есть крестик, который показывает направление движения.
Первое здание, которое нам надо найти изображено здесь. (Соборная мечеть). Оглядитесь по сторонам и найдите ее сравнивая с фотографией. (находят по изображению)
Воспитатель: Давайте рассмотрим мечеть. Какие необычные детали декора вы видите?
Дети: Два больших минарета, на куполе месяц…
Воспитатель: Отлично, теперь давайте по этим картинкам найдем те части изображения мечети, о которых только что говорили.
Дидактическая игра «Найди часть от целого».
Цель: Знакомство с понятием минарет, мечеть, купол, полумесяц…
Воспитатель: С первым заданием мы справились. Теперь посмотрим куда нам идти дальше.
Волшебный шестигранник показывает следующую остановку с изображением памятника зайца рядом с мостом.
Воспитатель: Теперь нам нужно найти мост и зайца у моста. (доходим до Иоанновского моста)
Воспитатель: Ребята вы знаете что случилось? Однажды к царю в сапог спрятался заяц. Когда Пётр Первый утром стал одеваться зайчонок забил лапами ему по ноге, прося морковку. Царь пожалел зайчишку и велел его накормить и отдать своим детям. С тех пор остров называется Заячий. Сегодня у острова можно увидеть скульптуру зайца. Предлагаю вам ее найти. (Скульптура зайца у Иоанновского моста»).
Воспитатель: Памятник зайца установили в честь названия острова, когда мы придем в крепость то встретим еще несколько его родственников. Скажите мне как называется остров, на который мы сейчас идем?
Дети: Заячий.
Воспитатель: Сейчас мы войдем в крепость. Именно там спрятан клад. Подходим к Петровским воротам крепости. Это и есть крепость. Крепость расположена на острове.
(Показываю фото «Общий вид Петропавловской крепости»).
Воспитатель: Но для начала вспомним, что такое остров?
(Рисунок острова. Фотография Заячьего острова, вид сверху).
Дети: Остров — это земля со всех сторон окруженная водой.
Воспитатель: Верно, остров – это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Говорят, что крепость, построенная на острове, имеет вторые водные стены. Почему так говорят?
Дети: Потому что через воду сложно переправляться
Воспитатель: Вот и у нашей крепости, кроме каменных стен (показ на месте, еще и водные стены имеются. Крепость эту велел построить царь Петр Первый. Долго он думал, какое место ему выбрать. И однажды высадился царь на этом острове, что на реке Неве находился. И решил построить на нем крепость.
П. и. «Жил- король» (приложение №1)
Воспитатель: Теперь. когда мы вспомнили что такое крепость.
Пойдем дальше по карте искать клад.
Остров, на котором стоит крепость называется Заячьим. Как вы думаете почему?
Крепость очень большая и сейчас мы подойдем к ее стенам. Вот и ворота. Давайте сосчитаем сколько шагов занимает стена. (21)
Воспитатель: 21 год строилась крепость. Крепость Петр Первый назвал Петропавловской, в центре ее заложил церковь святых Петра и Павла. Как вы думаете, в честь кого Петр назвал крепость?
Дети: В честь святых апостолов Петра и Павла.
Воспитатель: Апостол Петр был ангелом-хранителем царя Петра Первого. Давайте рассмотрим стены крепости. Как вы думаете, из чего они сделаны?
Дети: Стены выложены из камня.
Воспитатель: Да стены выложены из камня, и они очень крепкие.
Какими должны быть стены крепости, чтобы они смогли защищать?
Дети: Толстыми и надежными.
Воспитатель: Теперь пойдем дальше. Мы подошли к Петровским воротам. Что вы видите на воротах (герб, апостола Петра, статуи богини Паллады)
Правильно на воротах изображен гарильеф с изображением святого Петра. Изгоняющего Симона. В боковых нишах стоят две скульптуры Богини Паллады: слева- символ мудрости, справа –воинской славы. Я рада что вы это помните. Теперь мы пойдем дальше и следующее задание получим от самого царя Петра 1.
Вспомнить главные символы герба РФ. Пройти через ворота и найти памятник Петру первому (Шереметьева).
Воспитатель: Мы у памятника царю, смотрите, свиток. Надо царя поблагодарить за то, что он нам помогает. Ну ка встали. (Физкультурная минутка)
Физкультурная минутка «Петр первый».
Жил давно в России царь, Маршировка на месте
Очень мудрый государь. Грозить пальцем
Он без дела не сидел, Моторчик руками
Делал за день много дел.
Одержал побед немало. Бег на месте
Мореходом был бывалым. Движения, имитирующие брас
Он и плотник, и кузнец, Топорик скрепленными руками замах из-за головы
Петр первый молодец!
Здесь еще есть задание. (читаю)
Крепости строили для защиты города, посмотрите какие мощные стены. Эта крепость стоит в центре города, и теперь ее укрепления защищают Монетный двор.
Кто знает, что это такое?
Дети: Там делают монеты.
Воспитатель: Монеты – это деньги — значит там и спрятан клад. И волшебный шестигранник покажет нам где же он. Чтобы его найти надо пройти под Петровскими воротами и найти богиню Навигации. Она расположена на ботном домике. Изображение богини Навигации есть на нашей карте.
По волшебному шестиграннику добраться до монетного двора. Найти у ворот мешочек с монетами. После по плану с волшебным шестигранником найти место «Загадывания желаний».
Воспитатель: Вот мы и нашли клад. Теперь мы сможем загадать самое заветное желание, но для этого нужно положить монеты в копилку хранителя острова. Кто знает хранителем Заячьего острова может быть? (заяц). Молодцы мы найдем этого зайца у главного собора. Далее по карте дойти до входа в Собор Петра и Павла. Обсудить - это усыпальница царской семьи. Вспомнить архитектора собора. Проговорить его название «Петропавловский»
Воспитатель: Найти памятник зайцу с прорезью для монеток. Бросить монетку каждому ребенку и сказать волшебные слова «Петропавловский собор- перед ним Монетный двор, ты монетку зайцу дай и желанье загадай» Желания нельзя говорить вслух.
Воспитатель: Все желания загадали? Теперь мы с родителями приглашаем вас на выставку, где все сделано из ледяных кубиков, это наш подарок.
После экскурсии посещение выставки ледовых скульптур.
Итог.
Воспитатель: Ребята мы нашли клад. Давайте посмотрим на нашу карту и вспомним где мы сегодня были. Перечислить все этапы, вспоминая интересные моменты.
Приложение №1
«Жил был король»
Цель: Умение ориентироваться, быстро перемещаться в соответствии со словами водящего.
Жил-был король, у которого был очень красивый дворец, и он хотел его защитить от врагов (выставить на ковре макет дворца).
Приказал король построить вокруг дворца толстые стены (Дети встают вокруг дворца - стены).
Но стены оказались непрочными, пришлось королю приказать поставить по углам высокие башни. (Дети встают по углам и поднимают руки вверх- башни). А за стенами вырос целый город! (Дети выставляют макеты домиков).
Тогда король приказал вокруг крепости вырыть ров и наполнить его водой. (Встают дети и изображают волны, изображают воду). Теперь враг не мог захватить город. Он стал очень крепким. Такой укрепленный город стали называть крепостью.
Но появились мышки и стали копать под башнями (4 ребенка копают под башнями)
И башни не выдержали и упали вместе со стенами (башни ловят стены крепости). Дети, стоящие в кругу - ров помогают им встать за собой. Выигрывает тот, кто сумел выстроить стены за кругом – рвом или башни, которые не дали построить стену с другой стороны рва.