Валентина Ладынина
Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Л. И. Божович высказала интересную мысль, что начиная с младенческого возраста у человека проявляется инстинктивная потребность познания, потребность новых впечатлений; эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития — развития остроты ощущений, становления интеллекта, облагораживания эмоций. Воспитатель обязан обеспечить ребенку условия, в которых в полной мере удовлетворялась бы эта потребность.
Публикация «Экскурсия, как средство обогащения опыта и развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает: вот он сам — его руки, пальцы, ноги, вот близкие люди — мама, папа, вот предметы — молоко, каша, соска, ложка, миска, кровать, стул, стол, коляска, комната, дом, улица, город. Узнает (осознает) все это ребенок тогда, когда называет словом. Но слово всегда имеет грамматическую форму, т. е. оно не только кодовый знак определенных явлений действительности, но и кодовый знак связей и отношений между данными явлениями. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.
Без участия речи ребенок не может осознавать мир.
Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим
Успешное овладение содержанием познавательной деятельности возникает только тогда, когда оно опирается на достаточный уровень психического развития ребенка, удовлетворяет его потребности и создает условия для его активной деятельности.
Важное место в системе работы по обогащению опыта дошкольников занимает экскурсия. В процессе экскурсии возникает возможность познакомить детей с деятельностью и отношениями людей в естественных условиях их протекания (в магазине, на почте и т. п.). Эффективность экскурсии определяется целым рядом факторов. Во-первых, перед экскурсией должна стоять понятная и близкая для ребенка цель (пойдем к врачу, чтобы врач осмотрел Машу и полечил ей коленку и т. п.). При этом по пути к месту экскурсии необходимо многократно напоминать детям о том, куда они идут, что будут смотреть, с кем познакомятся. Педагог не должен отклоняться на посторонние наблюдения, разговоры с детьми, чтобы не отвлекать внимания их от основного содержания экскурсии. Во-вторых, на экскурсии должны быть созданы условия для активной деятельности детей (покупают овощи на компот, отправляют письма на почте и т. п.). Благодаря этому, выполненные ребенком действия прочно входят в его непосредственный жизненный опыт и ему будет проще их воспроизвести в условиях игры. В-третьих, наблюдение детьми за деятельностью взрослых людей должно быть соответствующим образом организовано, ребенок должен иметь возможность четко видеть все выполняемые действия. Наблюдение должно проходить под руководством педагога, который обращает внимание детей с помощью объяснений и вопросов на выполняемые людьми действия, их последовательность, используемые предметы, возникающие между ними отношения (покупатель - продавец, покупатель - кассир и т. п., четко фиксирует их в речи и стимулирует повтор новых для детей слов. Желательно, чтобы взрослые, с чьей деятельностью дети знакомятся, включились в общение с ними: рассказывали о своих действиях, отвечали на вопросы педагога, задавали вопросы детям. В-четвертых, вся экскурсия должна быть эмоционально насыщенной. Взрослый стремится сосредоточить внимание детей на гуманных поступках, проявлениях нравственных чувств, свойственных людям той профессии, с которой он знакомит детей. У детей должен быть создан положительный настрой, составляющий благоприятный фон для восприятия информации. Это будет способствовать тому, что все увиденное и проделанное ребенком легче и прочнее запомнится им, у него возникнет желание отобразить увиденное в своих играх, рисунках.
Для обогащения опыта детей, расширения их словаря и кругозора мы проводим с детьми экскурсии, начиная со второй младшей группы. Организуя данную деятельность, мы учитываем:
• возрастные особенности детей,
• их словарный запас,
• прежний социальный опыт,
• тематизм (иногда приходиться отступать – например: экскурсии с выездом).
Для получения максимального эффекта от экскурсии, для развития у детей внимания, памяти, обогащения словаря, расширения кругозора и жизненного опыта мы стараемся использовать деятельностный подход в организации экскурсий. Сначала проводим предварительную беседу, в ходе которой выявляем знания детей по данной теме и знакомим их с тем, куда и зачем мы собираемся идти. Если в ходе экскурсии нам предстоит общение с другими людьми (продавец, врач или библиотекарь, то предварительно договариваемся с ними о том, какие вопросы мы планируем задать и какую проблемную ситуацию мы хотим решить с их помощью, заранее планируем какую деятельность с детьми будем выполнять во время экскурсии и после неё, так как закрепление детских впечатлений через рисунок, лепку, конструирование или игру, не менее важно, чем сама экскурсия и деятельность непосредственно во время её.
Например: экскурсия в хлебный магазин «Колосок» (начало старшей группы). После предварительной беседы, дети с воспитателем пошли в магазин для того чтобы купить там продукты, необходимые для выпечки калачей (мука, сметана, яйца). Перед входом в магазин воспитатель обратила внимание на вывеску, на которой нарисованы колосья (перед этим на занятиях дети рассматривали колосья пшеницы, рисовали их с натуры, познакомила детей с названием магазина, предложила детям подумать, что могут продавать в магазине с таким названием. После этого мы с детьми зашли в магазин и после беседы с продавцом купили необходимые продукты и сушки к чаю. На прощание дети пообещали принести и угостить продавцов готовыми калачами. В детском саду дети вместе с воспитателем замесили тесто и настряпали калачи, а после сна кушали их сами и угощали родителей. В совместной деятельности детям было предложено нарисовать, как они делали калачи, параллельно дети рассказывали воспитателю, где и как они покупали продукты и описывали процесс работы. На следующий день с воспитателем другой смены дети снова сходили в магазин и отнесли готовые калачи в угощение продавцам. В конце старшей группы при опросе детей было выявлено, что практически все дети помнят название хлебного магазина, помнят, какие продукты они там покупали и что с ними делали. Не все дети вспомнили покупку сушек.
Конечно, не все экскурсии можно провести с такой максимальной отдачей, но в наших силах сделать каждую экскурсию наиболее насыщенной для детей.
Со своими детьми мы проводили следующие экскурсии : в магазины: «Колосок», «Ткани», «Сад и огород»; в библиотеку, на почту, в аптеку, в ателье, в музеи: краеведческие, ж/д транспорта, музей Солнца, музей школы №61; к светофору, по улицам Академгородка, в лес, на перекрёсток, на стройку, к деревьям (дуб, берёза, в ботанический сад, на станцию юных натуралистов и конюшню, в зоопарк, в авто городок, в военное училище, к Монументу Славы и др.
К сожалению, в современных реалиях, нам не всегда удаётся посетить с детьми те или иные места. У этого есть свои объективные причины: удалённость объектов, жёсткие правила транспортировки детей и высокая её стоимость, сан-эпид обстановка и пр. Но, посещая с детьми даже только то, что нам доступно, мы достигаем в развитии и обучении детей положительных результатов.
Что касается развития речи детей, то уже давно известно, что речь бывает отражённой и смысловой, или сознательной. Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. «Благодаря тому, что отражение приобретает словесную форму, — пишет А. Н. Леонтьев, — и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих окружающих предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи».
Мы надеемся, что при подобном проведении экскурсий и при такой организации деятельности, у детей будут преобладать смысловая речь и осмысленное поведение.