Шершенюк Елена
Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников.
Экскурсия – это одно из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации.
Публикация «Экскурсия как средство формирования экологического воспитания у дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Особое признание в жизни детского сада принадлежит экскурсиям. Они направлены на передачу педагогом воспитанникам знаний, умений и навыков. Как правило, это ведёт к обогащению духовной и физической культуры ребёнка, содействует формированию у него самостоятельности, способности к коллективным занятиям, а также любознательности. В рамках дошкольного образования экологическое образование позволит реализовать многие педагогические принципы, недоступные в ходе традиционного типа взаимосвязи педагога и дошкольников. Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. Кроме того, при ориентации дошкольного учреждения на принципы экологического образования, именно экскурсия может помочь педагогу реализовать в своей методической деятельности принцип практичности
Далеко не всё может быть понятным для ребят, при общении с природой самостоятельно, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, создать реалистические представления, знания о её явлениях и объектах, сформировать умение наблюдать за прелестью родной природы, любить, осторожно и бережно относиться к ней - основные и очень значимые задачи дошкольного учреждения.
Общая практическая работа в процессе экскурсий объединяет детей, что отлично сказывается на становлении командных взаимоотношений. Равно как и на других уроках, на экскурсии функционируют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует её участников. В ходе экскурсий определяется задача становления основ безопасного поведения в разнообразных ситуациях. Экскурсии хорошо влияют на физическое воспитание дошкольников, способствуют развитию двигательной активности, увеличению работоспособности.
Активный процесс познания детьми окружающего мира и, в связи с этим, роль экологических экскурсий можно представить следующим образом:
-дошкольники могут рассматривать растения, наблюдать за поведением животных;
-экскурсия формирует у детей основные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе;
-экскурсии в парк, в лес, в поле, на берег реки дают возможность собирать разнообразный материал для дальнейших исследований, наблюдений и работы в команде, в уголке природы;
-экскурсии развивают заинтересованность, внимательность к природе, содействует возникновению эстетических чувств, помогают развивать и воспитывать у детей любовь и внимательное отношение к родным местам.
По содержанию экскурсии можно разделить на несколько типов:
- природоведческая экскурсия, то есть знакомство с природой, накопление представлений об объектах живой природы;
- экологическая - изучение детьми различных связей в мире природы;
- экскурсии эстетического характера помогает научиться воспринимать живописность природы;
- экскурсии на сельскохозяйственные объекты, с целью знакомства с нелёгкой работой взрослых.
Проводят данные экскурсии в средней, старшей и подготовительной группах. Определяют цель экскурсии и содержание программы. Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Педагог, намечая экскурсию, конкретно устанавливает тему и цель, рассматривает программное содержание, выделяет объект экскурсии, планирует путь. Определяя место экскурсии необходимо принимать во внимание физические возможности детей, время года, особенности дороги, погоду. Педагог намечает предварительно очередность наблюдений, исследований, содержание и объём тех знаний, которые должны приобрести ребята, устанавливает, где они самостоятельно, без помощи воспитателя могут вести наблюдения и отдыхать. Для того, чтобы экскурсия была интересной и увлекательной, педагог заблаговременно подбирает стихотворения, пословицы, загадки и игры.
При разработке экскурсии немаловажно устанавливать и решать совокупность задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
При планировании экскурсий необходимо :
1. Обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие объектов и явлений, чтобы формировать у детей любознательность.
2. Провести повторную экскурсию, с целью расширения, углубления, обобщения представлений детей об известном объекте.
3. Постепенно усложнять программный материал за счет расширения сферы наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях.
4. Образовательные и воспитательные задачи необходимо решать в единстве, по той причине следует планировать объём знаний и умений.
Недостаток интереса к природе, окружающей среде в ходе экскурсии можно разрешить, подбирая подход индивидуально для каждого дошкольника. Как мы выделяли, важное место в ходе экскурсии играют мотивы и установки, создаваемые педагогом. Внешние факторы проявления различных форм интереса к природе заключаются в повышенном интересе ребёнка к видовому многообразию, или, по крайней мере, к признакам экосистемы. В детском саду он может проявлять интерес в виде вопросов, задаваемых педагогам, сверстникам. В этом случае педагогу следует выслушать ребенка и поощрить его любопытство. Воспитатель должен способствовать развитию любознательности дошкольников, причём, уделять этому особое внимание. Общеизвестно то, что без помощи воспитателя ребёнок не всегда может узреть красоту природы, и по этой причине, важно помочь ему разглядеть «выразительность» природы, настроить душу детей на её созерцание. Для этого педагог может применять выразительность художественного слова: прочесть фрагменты из стихотворений и прозы.
Последние десятилетия характеризуются значительным приростом объемов новой информации [9, с. 210]. С целью формирования наблюдательности, любознательности, заинтересованности к природе рекомендуется в содержание экскурсий добавлять такие знания и данные, которые активизируют прошлый опыт дошкольников, стимулирует их к соотнесению, сравнению. С данной целью детей знакомят с растениями, демонстрирующими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек. Всё данное способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому, полному и глубокому переживанию увиденного, помогает наблюдать и осознавать метафоричность языка, особенность ритма и насыщенность отражённых в слове впечатлений, эмоций.
Экскурсия актуализирует только роль педагога, следовательно, педагог должен на личном примере показать, в чём заключается основа экологического воспитания.
От воздействия природного мира во многом зависит формирование познавательной активности дошкольника, его интересы и его выбор занятия в будущем. В действительности формирование интереса к природе происходит ещё в младшем дошкольном возрасте под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте закрепляются отношения с друзьями, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на ребёнка. И педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка, выполняет роль направляющего.
Вывод. Таким образом, экскурсии в природу считаются результативным средством воспитания и обучения, так как в их процессе осуществляется гармоничное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формируется эстетическая культура. Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая милосердные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Шершенюк Е. Д.