Оксана Клевцова
Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, который нельзя представить без разнообразных гаджетов, вопрос социализации ребенка весьма интересен и актуален. Дети нередко заменяют живое общение виртуальным. Что, в свою очередь, порождает проблемы в социуме и коммуникации, а без влияния общества человек не может социализироваться как личность.
Публикация «Экскурсия — форма эффективной социализации дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС, социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни. Первый социальный опыт ребенок получает в семье, второй - в детском саду. Моя задача, как педагога, после прихода ребенка в детский сад – продолжить этот процесс: расширяя мир малыша, формируя умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении задач, играет ознакомление детей с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и знаний.
Понимание значимости роли социума в становлении личности ребенка определило для меня поиск подходов в решении данного вопроса. Анализируя свой педагогический опыт, пришла к выводу, что одной из наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у ребят систему ценностных отношений, является экскурсия.
Структура экскурсии позволяет интегрировать все образовательные области, что соответствует ФГОС.
Учитывая потенциал данной формы работы, я разработала и реализовала долгосрочный проект: «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Цель проекта: создание условий для эффективной социализации детей.
В ходе анкетирования я выяснила, что родители детей имеют недостаточный объем знаний о родном городе (60%, семьи редко посещают музей, библиотеку (всего 10% посещали с детьми, мало рассказывают о своих профессиях (20%) и затрудняются с ответами о достопримечательностях и местах семейного отдыха в Норильске (40%).
Мониторинг знаний детей о родном городе будет представлен на слайде.
В соответствии с тематическим планированием, пожеланиями родителей и детей был разработан маршрут посещений наиболее интересных и социально значимых мест. В список были включены: тундра, магазин, библиотека, аптека, музей, банк, пекарня, кондитерский цех, пожарная часть, почта, театр, телестудия. По инициативе детей мы дополнили список магазином цветов, в котором продавали растущий ананас. Также у нас были запланированы три семейные экскурсии на ферму, в Норильский Драматический театр и Талнахскую городскую библиотеку.
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, Поэтому детский сад является весьма важным этапом в их ознакомлении с социумом. Я предусмотрела это и провела цикл экскурсий по детскому саду, формируя эмоционально положительное отношение к дошкольному учреждению, умение ориентироваться в помещениях и знакомство с трудом, профессиями сотрудников. К экскурсиям по детскому саду мы возвращались в течение всего времени реализации проекта. Например, побывав в пекарне и увидев процесс производства хлебобулочных изделий, мы отправились на кухню смотреть, как делают вкусные булочки. Получили рекомендации от шеф-повара и сделали песочное печенье в группе, а запекли в духовом шкафу на кухне детского сада. Побывав на экскурсии в аптеке и поразмыслив над вопросом «Чем отличается аптека от аптечки», дети рассмотрели аптечку дома, в нашей группе и медицинском кабинете детского сада. Я обратила внимание, на одинаковую спецодежду и правила хранения медикаментов (в стеклянных шкафчиках и холодильниках) людей сходных профессий.
Чтобы подготовить детей к длительным экскурсиям, мы начинали пешие походы на короткие расстояния. Смотрели за изменениями природы в тундре, гуляли по улицам нашего микрорайона. Рассуждали о названиях улиц, говорили о том, что кроме пользы человек приносит нашему городу вред. Наглядным примером является разбросанный мусор, исписанные вандалами фасады домов. Сразу вспомнили важную и такую нужную работу дворника в детском саду. Интересным было наблюдение изменений в облике нашего микрорайона. Для этого я показывала фотографии «старого» Талнаха и спрашивала, не узнают ли дети это место. Каким же было удивлением узнать, что это та самая часть микрорайона, на котором мы сейчас находимся. Только теперь на нем вместо тундры - дома, дороги, магазины.
Я расширяла кругозор детей и обращала внимание на то, что одно и тоже место может удивлять своим многообразием. Это хорошо прослеживается по организациям экскурсий в музей. Ведь в его стенах мы знакомились с палеонтологической выставкой, экспозицией, посвященной Дню победы. Научные сотрудники организовывали экскурсии по тематике : народы Севера, животный и растительный мир Таймыра, знакомством с профессиями людей, работающих на рудниках. Мы сравнивали разные направления одного и того же предприятия. И в этом нам помогало руководство «Жар – птицы». Сначала, мы побывали в пекарне, знакомясь с профессией пекарей, а потом отправились в кондитерский цех, где кондитеры-профессионалы показывали мастер-класс по изготовлению и оформлению праздничных тортов. Теперь дети были не просто наблюдателями, а сами смогли поучаствовать в сложном процессе. Каждый ребенок получил ингредиенты для создания своего торта. Профессиональные работники дали оценку труда детей, оформили торты в фирменные коробки и дети с гордостью угостили родителей дома.
Наблюдения на экскурсиях, живое общение с настоящими профессионалами своего дела служат большим толчком к обогащению, развитию сюжета и диалога сюжетно – ролевых игр.
Заведующий почты обогатила нашу сюжетно-ролевую игру, подарив большую коробку конвертов, марок, штрих-кодов. Она не только с большой любовью рассказывала о своей нелегкой работе, но также с удовольствием включилась в игру и заготовила игровую посылку для детей, а получить её можно только по паспорту, которые мы специально подготовили. Дети получили письмо и извещение на получение посылки и искали посылку на стеллажах среди множества других коробок, расписывались в получении и несли посылку в детский сад. В нашей группе стало доброй традицией писать письма: в группе друг другу, домой родителям, учителю – логопеду и получаем письма с ответами и зашифрованными заданиями.
Мое взаимодействие с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. А ведь одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования – сотрудничество родителей воспитанников с педагогами и сотрудниками. Пережитые впечатления и приключения на семейных экскурсиях позволили сплотить нас с родителями и обогатить сотрудничество с ними. Родители активно участвовали в сопровождении детей на экскурсии, оформлении совместных выставок творческих впечатлений. Экскурсии не только сплотили нас с родителями и детьми, но и позволили приобрести семейные традиции. Так, например, поездки на ферму и общение с животными, кормление, катание на лошадях будут теперь любимым местом посещения многих семей. Знакомство с театральным закулисьем, общение с актерами, которые раскрыли тайны театральной жизни, приобщило родителей и детей к миру искусства.
Первый опыт в общении с журналистами и знакомство с процессом съемок передач дети получили на телестудии «Перемена». Я с детьми училась брать интервью, нам демонстрировали правильную речь дикторов, разрешали включать звукозаписывающую аппаратуру и почувствовать себя в роли настоящих ведущих. По итогам экскурсии сняли сюжет, который транслировался по Каналу 7. Моим ответным шагом было приглашение руководителя телестудии, оператора и журналистов в гости в детский сад на наше мероприятие, которое послужило итогом долгосрочного проекта «Открывая загадочную дверь в мир взрослых». Ребята многому научились, обогатили свой опыт новыми впечатлениями и знаниями, умением вести диалог, свободно общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Сами дети выступили в роли экскурсоводов и, открывая дверь за дверью, знакомили приглашенных гостей с миром взрослых профессий и правилами поведения в обществе.
В процессе реализации задуманного я столкнулась со следующими сложностями:
Вместе с тем, все вопросы оказались решаемы в тесном сотрудничестве с родителями и администрацией детского сада. Так, например, экскурсии, связанные с организацией транспорта, было решено проводить как мероприятие выходного дня. Я назначала место встречи, а каждый родитель сам привозил ребенка в назначенное место и отвечал за его безопасность. С организациями, которые оказывали услуги за плату, была договоренность о скидке для многодетных семей.
Активное использование интересной, но трудной в подготовке формы работы-экскурсии позволило уйти от традиционных методов знакомства детей с профессиями по картинкам, ребята получали знания и опыт социализации путем погружения в рабочую среду людей. Общались с профессионалами своего дела, наблюдали за действиями, отношениями, возникающими между специалистами профессии, специальных помощников техникой и оборудованием.
Наблюдение, результаты мониторинга детей, сплоченность педагогического коллектива группы с детьми и родителями позволяют считать экскурсии действенным способом тренировки способности к социальной адаптации, через социальное взаимодействие, что представляет собой важную сторону в развитии человеческой личности, так как обеспечивает возможность впоследствии адекватно вести себя в различных ситуациях, иметь необходимый уровень социальной адаптированности.
По результатам работы в данном направлении была опубликована статья в газете «Заполярная правда», выпущены два сюжета на телевидении, создан путеводитель по интересным местам города для семейного посещения.