Олеся Зубкова
Экскурсии в детском саду и за пределами дошкольного учреждения
▼ Скачать
Экскурсии в детском саду и за пределами дошкольного учреждения.
Экскурсии в детском саду - это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют безусловную познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку, получить новые захватывающие впечатления.
Публикация «Экскурсии в детском саду и за пределами дошкольного учреждения» размещена в разделах
Работниками детского сада заранее разрабатывается план экскурсий в зависимости от возраста и подготовленности детей. Важно, чтобы ребята поняли цель мероприятия, узнали что-то новое для себя.
Дошкольный возраст очень важен для становления личности. Именно в этот период важно прививать малышам любовь к природе своего родного края, вызывать интерес к его культурным ценностям, социальным объектам. Помогут это сделать экскурсии, которые регулярно организуются в дошкольном учреждении. Эта особенная форма учебной и воспитательной работы даёт возможность проводить наблюдение за предметами и явлениями в естественных условиях. При этом у ребёнка развивается мыслительная деятельность и эмоциональная сфера.
Экскурсия — особая форма образовательной деятельности в дошкольном учреждении, которая имеет свои важные особенности формы и содержания.
Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев.
1. По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и достопримечательностями своего родного края). Помимо того, экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и производственные, искусствоведческие и посещение уникальных природных памятников.
2. По форме проведения. Различаются учебные и прогулочные экскурсии. В первом случае географический материал родного края используется для изучения определённой темы в рамках занятий по ознакомлению с окружающим. Прогулочные — это обычно природоведческие экскурсии, сочетающиеся с отдыхом на свежем воздухе (на территории ДОУ, рядом расположенного сквера или парка, при этом много времени отведено самостоятельному общению ребят с объектами природы.
3. По составу участников. Перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.
4. По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.
5. По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей). Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте — не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги.
Цели проведения экскурсий в ДОУ
Экскурсия как особая форма образовательной деятельности решает три группы задач.
1. Образовательные. Дошкольники получают конкретные новые знания по определённой теме, расширяя свой кругозор.
2. Развивающие. Все виды экскурсий совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и пр., а также формируют у ребёнка внимание, наблюдательность (психическая деятельность сосредоточена на определённом объекте, сенсорные способности, воображение.
3. Воспитательные. Данный вид деятельности способствует формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.
Во время проведения экскурсии воспитатель детского сада использует особые педагогические приёмы и методы.
Экскурсия проводится живо и увлекательно, педагогу следует избегать формального учения. Дети должны усваивать знания непринуждённо, даже не догадываясь об этом.
Наши педагоги всегда заботятся о содержание экскурсии. Она обязательно должно соответствовать возрасту и интересам детей. Количество объектов, на которых акцентируется внимание, должно быть ограничено. Так, в младшей группе на природоведческой экскурсии стоит сосредоточиться только на чём-то одном, например, весной рассмотреть первую пробивающуюся из-под земли травку. В среднем дошкольном возрасте на аналогичной прогулке внимание обращается и на травку, и на набухшие почки у деревьев и кустарников, и на проталины. Воспитанникам же старшего дошкольного возраста можно дать задание исследовательского характера: найти в парке или на участке все признаки весны и затем отразить их в рисунке.
Сведения не должны быть общеизвестными (ребятам будет скучно, но и не совсем оторванными от детских знаний. При восприятии информации и впечатлений педагог внимательно следит за реакцией дошкольников, чтобы избежать переутомления. Можно рекомендовать такие способы поддержания внимания.
1. Шутки. Это может быть забавное четверостишие. Можно вспомнить смешной эпизод из мультфильма.
2. Элементы ритуала (актуально для экскурсий на военно-историческую тему, но можно использовать и в природоведческих). Например, на мемориале, посвящённом событиям Великой Отечественной войны, педагог предлагает устроить торжественную минуту молчания. Или при входе в лес ребята говорят волшебные слова, чтобы он раскрыл им свои тайны.
3. Смена деятельности (после рассматривании памятника педагог предлагает воспитанникам подготовительной группы прочитать надпись на мемориальной доске, в парке после созерцания красоты природы он просит ребят сравнить форму иголок сосны и ели).
К такому ответственному мероприятию воспитатель всегда готовится заранее, продумывая в том числе речевые формы, которые будут использоваться. Следует наметить вопросы, которые будут побуждать ребят рассматривать объект, сравнивать его с другими, устанавливать связи.
Педагог должен учитывать, что если в процессе исследования задействовать все органы чувств ребёнка, то его знания будут более прочными. Поэтому ребята не просто рассматривают исследуемые объекты и слушают рассказ воспитателя о них, но и по возможности дотрагиваются до них руками (тактильное исследование).
Очень важно в течение двух-трёх дней после проведения экскурсии закрепить у дошкольников полученные знания и впечатления. Это может быть рисование, рассматривание фотографий, беседа или дидактическая игра по теме. При этом материал может быть в виде картинок, но лучше если он будет природным. После экскурсии на какое-то предприятие следует развить профессиональную тему и провести круглый стол на тему «Где работают мои родители», где дошкольники обсуждают достоинства и трудности разных профессий. После посещения библиотеке удачная идея — провести презентацию любимой книги, где каждый ребёнок расскажет о своих предпочтениях в литературе.
Конечно, экскурсия сама по себе очень увлекательная деятельность, которая обычно вызывает у дошкольников радость. Однако никогда не помешает создать у ребят дополнительную мотивацию. Накануне мероприятия педагог может объявить детям, что после посещения парка, музея, библиотеки или другого места будет устроен конкурс рассказа либо рисунка по теме экскурсии.
Организационные моменты
Конечно, экскурсию организовать труднее, чем традиционное занятие в группе. Успех её зависит от подготовки педагога и детей. Воспитатель заблаговременно продумывает все моменты мероприятия (включая время, проведённое в пути, решает, брать ли с собой помощника (няню, методиста, другого педагога, кого-либо из родителей). Также он заранее осматривает место экскурсии и, если необходимо, готовит оборудование (например, корзинки для посещения парка, альбомы для зарисовок). Хорошо привлечь ребят к подготовке необходимого снаряжения (например, изготовить те же корзинки из картона) – это поможет возбудить интерес к предстоящему мероприятию.
Также имеет значение правильно выбранный путь к объекту наблюдения: он не должен быть утомительным и отвлекать ребят от планируемой цели.
Готовясь к предстоящей экскурсии, педагог заранее сообщает дошкольникам, куда они отправятся и зачем. Также необходимо обсудить с детьми вопросы культуры поведения в незнакомом месте.
Воспитатель обращает внимание и на одежду воспитанников — она должна соответствовать времени года и погоде.
Если экскурсия предусматривает поездку на транспорте, то воспитатель и администрация ДОУ должна заблаговременно подготовить все соответствующие документы (приказ, инструктаж по технике безопасности, список дошкольников и пр.).
Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах
Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку, и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.
В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.
Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.
Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.
Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог, дают ей эмоциональную оценку.
Виды экскурсий с детьми дошкольного возраста
В зависимости от объектов посещения можно выделить различные виды экскурсий в ДОУ.
Природоведческая экскурсия
Природоведческой экскурсии нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных её объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми конкретные задачи. Приведё м некоторые примеры:
• познакомить с первыми весенними проталинами;
• рассмотреть пробивающуюся из-под земли травку;
• рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру;
• выяснить, какие насекомые обитают на лугу;
• собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых;
• увидеть настоящий ручей.
Тем не менее, каждая прогулка на природу даёт ребятам массу впечатлений и вопросов для размышления, не предусмотренных планом.
Природоведческая экскурсия, как правило, имеет определённую структуру :
• вступительная беседа;
• совместное с воспитателем наблюдение за объектами природы;
• самостоятельное наблюдение дошкольников;
• сбор природных материалов (зависит от времени года);
• игровые действия с собранным материалом;
• подведение итогов экскурсии.
Знания, приобретённые в ходе природоведческой экскурсии, обязательно впоследствии нужно закреплять на занятиях в группе, в дидактических играх. что касается собранного материала, то он размещается в уголке природы: цветочки ставятся в вазы, растения же можно посадить в горшочки, шишки, каштаны и жёлуди складываются в контейнеры (позднее их можно использовать для создания поделок).
Посещение музеев и памятников
Музейные экскурсии приобщают дошкольников к миру культурных ценностей, а также к истории родного края. Они способствуют формированию художественного вкуса, ведь, ребята не просто воспринимают красоту произведений искусства, а дают им эстетическую оценку (речь, в первую очередь, идёт об искусствоведческих экскурсиях).
Это позволит ребятам проникнуться такими сложными темами, как, например, история Великой Отечественной войны. Воспитывать у ребят патриотические чувства и интерес к военному прошлому своего родного края помогают экскурсии на исторические памятники и мемориалы.
Экскурсия в учреждения, организации с дошкольниками
В старшем дошкольном звене можно организовывать производственные экскурсии. Это развивает у детей интерес к разным профессиям, воспитывает уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений.
Конечно, больше всего ребятам нравятся посещения предприятий, которые выпускают интересующую их продукцию — это конфеты и мороженое, игрушки и ёлочные украшения. Однако не стоит ограничивать круг маршрутов только этим. Дошкольники с удовольствием отправятся и на бумажную, и на мебельную фабрику, если воспитатель создаст у них соответствующую мотивацию (например, после поездки сконструировать игрушечную мебель в группе).
Производственные экскурсии очень важны и в патриотическом плане: дети начинают гордиться своим городом и страной. Ведь, некоторые заводы работали ещё в годы Великой Отечественной войны, люди думали о том, как помочь своему народу. Посещения современных молодых предприятий воспитывает в ребятах интерес к разным профессиям, желание хорошо учиться, чтобы в будущем трудиться в родном регионе.
Экскурсия по детскому саду
Пожалуй, самая первая экскурсия, которая предлагается дошкольникам (обычно воспитанникам второй младшей группы, — это путешествие по своему детскому саду. Данная прогулка учит малышей ориентироваться в помещении, знакомит со структурными подразделениями учреждения, воспитывает доброе отношение к сотрудникам и уважение к их труду.
Обычно детям показывают кухню, медицинский кабинет, прачечную (можно также ненадолго заглянуть в кабинет заведующего). На кухне внимание дошкольников обращается на вкусные запахи, ребята рассматривают различные атрибуты повара (предметы посуды, духовой шкаф, плиты, мясорубка, весы для взвешивания продуктов и пр.). Педагог с ребятами обязательно благодарят сотрудников за вкусную еду, которую они ежедневно для них готовят.
В медицинском кабинете малыши знакомятся с работой медицинской сестры. Она показывает им различные инструменты, лекарства, приборы для взвешивания и измерения роста. Также можно научить ребят, как правильно обрабатывать ранку.
Чтобы заинтересовать дошкольников путешествием по детскому саду, педагог продумывает соответствующую мотивацию, например, показывает письмо от сотрудников, которые приглашают детей в гости. Перед посещением кабинета медсестры, можно прочитать детям стихотворение «Прививка» С. Михалкова, организовать с ними сюжетно-ролевую игру «Больница».
Экскурсия в школу
В подготовительной группе часто устраиваются экскурсии в школу. Ведь, ребята, конечно же, стремятся побольше узнать о предстоящей им жизни ученика. Дети знакомятся с такой важной для общества профессией учителя, исследуют внутреннее устройство школы, узнают, как вести себя в этом заведении. Дошкольники стремятся как можно скорее стать взрослыми, поэтому у них, наверняка, вызовет восторг предложение учителя присесть за школьные парты.
Накануне посещения школы воспитатель предлагает ребятам для рассматривания картинки на эту тему, показывает им портфель им различные канцелярские принадлежности, рассказывает интересные случаи из своей школьной жизни.
Экскурсии — важная часть педагогического процесса в ДОУ. Для детей это не просто интересное времяпрепровождение, но и образовательная деятельность, развивающая мышление, формирующая эмоциональную сферу, тренирующая также и физическую выносливость. За счёт наглядности и доступности в процессе экскурсии ребята незаметно для себя усваивают новые знания и получают массу положительных эмоций. В результате у дошкольников воспитываются эстетические чувства, уважение к чужому труду, гордость за свою малую Родину, стремление оберегать природу.