наталия гуцу
Экономическое воспитание через сказку
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».
Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети в будущем вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, которые в первую очередь требуют самостоятельного принятия решений, а потому умением рационально использовать свое время и творчески мыслить. Сказка-особый литературный жанр с большими дидактическими возможностями, которая помогает знакомить ребенка с проблемой экономического образования. Именно сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению. Каждая сказка, будь то народная или авторская, "учит и воспитывает", то есть, она имеет большой образовательный и воспитательный потенциал, в том числе формирование экономических знаний у детей дошкольного возраста. Будучи воспитателем, я решила задачу-сформировать у детей первичные экономические идеи, необходимые в практической деятельности и начало экономической культуры через сказку.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Я начала свою работу по экономическому образованию, изучая произведения разных сказок : народные сказки, авторские, что позволило мне выбрать ряд сказок, более ценных с точки зрения экономического содержания и решения проблем нравственного воспитания.
Как в фольклоре, так и в авторских рассказах экономическое содержание развивается в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нетрадиционные мысли, коммуникативно-познавательные навыки.
Почти все популярные истории (рассказы о животных, волшебные, фантастические, бытовые, которые накапливают древний экономический опыт людей, используются для воспитания нравственных качеств человека, таких как трудолюбие, доброта, справедливость, честность.
Авторские сказки ориентированы прежде всего на детей старшего дошкольного возраста, потому что по содержанию они намного сложнее, объемнее. В них экономическое содержание возникает перед детьми в виде проблемных ситуаций, которые развивают логику, самостоятельность, нестандартное мышление, коммуникативные навыки и признание.
Существует несколько групп сказок, ориентированных на основе экономических понятий :
-сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:
народные сказки : «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
К. И. Чуковский «Телефон»
- сказки, отражающие труд людей:
«Терем-теремок»
«Хаврошечка»
«Морозко»
«Мужик и медведь»
А. С. Пушкин «Сказка о папе и работнике его Балде»
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
-сказки, помогающие понять значение таких «экономических качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость:
это сказки о бартере :
народные сказки : «Лисичка со скалочной»
«Мена»
«Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
сказки о деньгах :
К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Г. Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Знакомя моих воспитанников с основами экономики через сказки, я учу детей не только слушать и рассказывать сказки, но и понимать содержание сказочных произведений, выражающих их эмоциональное отношение к сказочным персонажам, изучать способы общения с фантастическими персонажами, принимать ценные решения о действиях персонажей с" экономических " позиций.
В заключение хочу отметить, что дошкольное детство восприимчиво к формированию личности ребенка. И я уверена, что сказка поможет сделать процесс экономического образования интересным и доступным.