Ирина Пищелина
Экономическая игра «Труд и бизнес»
Данный проект имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность, что позволяет участникам игры, воспитанникам детского дома экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
Проект может быть использован в работе педагогов-организаторов, социальных педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Публикация «Экономическая игра „Труд и бизнес“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Завершающим этапом реализации программы подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является проведение реальной, экономической игры «Труд и бизнес», которая позволяет провести контроль знаний, умений и навыков, полученных детьми после каждого года реализации программы.
Данная игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность, к которой мы постепенно готовим наших воспитанников. Это позволяет детям, участникам игры, экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.
Игра рассчитана на 1,5-2 месяца, поэтому лето - самый лучший для этого период. Лучший возраст участников: 13-18 лет, но у нас принимают участие все дети. Педагоги также являются участниками игры и «тихими» руководителями.
Детский дом превращается в маленькое государство со своими законами, правилами, нормами. Нашему государству несколько лет назад бывшие выпускники дали название «Маленькая страна», придумали гимн и флаг, денежную валюту «Домовки» (1 домовка=1 рубль).
Задолго до начала игры, мы находим спонсоров, т. к. игра требует некоторых вложений.
Начинается игра с выбора президента государства. Каждая группа выдвигает на этот пост своего кандидата. Воспитанник может и сам выдвинуть свою кандидатуру. Кандидаты в президенты готовят свою программу развития государства (конечно, им помогают в этом педагоги) и представляют ее на общем сборе детей. Проводится предвыборная агитация в течение 3 дней. И наконец, выборы. Все как в жизни…
Избирательный участок, бюллетени, урны для тайного голосования. В голосовании принимают участие, как воспитанники, так и все сотрудники детского дома. Побеждает всегда воспитанник, который пользуется авторитетом среди детей. Это хорошо, даже если воспитанник является неформальным лидером, то есть возможность направлять его не очень хорошие действия в правильном направлении.
Президент назначает правительство, избираются судебная власть, сотрудники полиции (контроль за дисциплиной и порядком, сотрудники банка (вклады, выдача кредитов, биржа труда (трудоустройство, налоговый орган (оплата налогов, ЖКХ (оплата услуг) и др.
Каждая структура – самостоятельная часть, в которой каждый участник получает роль и действует, исходя из нее.
На заседании правительства принимается решение организовать бригады: садоводческая, строительно-ремонтная и полеводческая. Каждый вид работы предполагает выплату определенной заработной платы.
Каждый житель нашего государства самостоятельно «устраивается на работу». Причем, у него есть выбор. Выбрав сферу деятельности, воспитанник пишет заявление о приеме на работу, с ним заключается трудовой договор.
Каждый день все дети получают заработную плату через банк (на каждого ребенка заведена банковскими работниками сберкнижка). При этом если они желают, могут положить заработную плату на «депозит» и таким образом увеличить накопления или забрать домовки себе (маленькие дети так и делают).
Каждое утро начинается с линейки, где президент и правительство подводят итоги прошедшего дня, дают задание бригадам на текущий день, лучшие, по решению правительства, получают грамоты, подарки. Затем зарядка, завтрак и работа.
После обеда – время для отдыха и обязательное развлекательное или познавательное мероприятие.
Примерно через 3-4 дня, когда у детей накапливается определенное количество домовок, открывается «магазин», в котором продаются товары по заказу детей. Цены примерно такие же, как в настоящих магазинах. Некоторые дети тут же тратят все деньги на покупку мороженого, конфет, кукол и т. д. И им приходится брать кредит в банке, т. к. много хочется купить и сразу. Или просто занимают домовки у друзей. Каждую неделю платятся коммунальные услуги и 1 раз в месяц налог на имущество и землю (коммунальные услуги и налоги платят семьи совместно).
А некоторые дети копят деньги, держат их на сберегательной книжке, получая, таким образом, прибыль. Накопив определенную сумму, покупают себе крупную вещь или открывают «свое дело» (воспитанники иногда объединяют свои доходы, чтобы открыть бизнес). Получив лицензию на осуществление той или иной деятельности, «предприниматели» начинают зарабатывать самостоятельно.
Так, у нас работали: кафе «Голубая лагуна», видеосалон, служба такси «Вжик», орган ЗАГС, салон красоты «Афродита», массажный салон «Валентин», комната страха. Были случаи, когда фирма оказывалась банкротом из-за неумения правильно распределять свои средства (оплата за аренду, заработная плата сотрудникам, приобретение необходимых для работы материалов, сырья и погашение кредита).
Президент охватывает все структуры, совместно с педагогами отслеживает и оценивает всю работу правительства, структурных подразделений и жителей нашей «Маленькой страны», принимает полноправные решения в создавшихся неординарных ситуациях (отключение воды, света и др.). Самое главное дать детям самостоятельность в принятии ответственных решений и проблема будет обязательно устранена.
Проведение данной игры мотивирует воспитанников – будущих выпускников к развитию социальной компетентности, формирует у них навыки, необходимые для независимого проживания, развивает способность видеть жизненную перспективу и умение принимать ответственные решения.
Эта игра учит не бояться трудностей, стремиться к лучшему и верить в себя.