Кристина Гавацкова
Эколого-эстетическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
"В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры-осознанного-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окруение в этот период жизни".(С. Николаева).
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Известно также,что истиннаякрасота заложена в природе,и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее, как справедливо омечает Т. С. Камарова. В результатепри ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогощает человека духовно,общение с ней способствует формированию положительных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, мы остановились на проблеме эколого-эстетического воспитания. Мы считаем, что лно обеспечивает формирование духовны и нравственных ценностей.
Публикация «Эколого-эстетическое воспитание» размещена в разделах
Научить детей видеть красивое-дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдаьельны и чутки к словам, настроению и делам взрослого,они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное лушевное состояние, восприятия ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и ее развитии, целеобоазности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей мпособности эстетически относиться к миру, воспринемать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.
Сознательно организуемое и направляемое пелагогом знакомство ребенка с эстетическими ценностями начинается с восприятия предмета, с создания его уелостного обоаза. При этом правильные представления о предметах легче всего формируются в процессе их непосредственного чувственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного. Кроме того, он получает сведения от взрослого, передаваемы словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина,цвет, ыорма, конструкция, звучание, запах).
Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства,как бы выделить их из предмета. Воспринемаемое оценивается ребенком,т. е. определяется степень значимости этих свойств, красоты предмета. Оценка может выражаться оценочным суждением "нравится", "красиво". В основе его- сравнение воспринятого с ранее оцененными предметами или эталлонными образами.
Эколого-эстетическое воспитание занимает в ращвитии личности особое место. Эстетическое отношение не ограничено какой-либо одной сферой действительности-оно касается всего, что освоил человек в материальном производстве, в научном пощнании,нравственных и политических отношениях в обществе. Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах (в труде, науки, поведении и т. д.) наслаждение им стимулируют совершенствование человека.