Екатерина Горбенко
Эколого-патриотический проект «Мой Волгодонск»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад «Родничок»
Эколого-патриотический проект
«Мой город – Волгодонск»
Воспитатели МБДОУ д/с «Родничок»
Горбенко Е. В.
Бачинина И. А.
г. Волгодонск
2013
Вид проекта : инновационный
Руководители проекта : Горбенко Е. В., Бачинина И. А.
Срок реализации: октябрь 2013 – май 2014
Публикация «Эколого-патриотический проект „Мой Волгодонск“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
База реализации проекта : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка детский сад «Родничок» г. Волгодонск.
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Законодательная часть:
Закон РФ «Об образовании».
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010годы».
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».
Актуальность проблемы:
В данном проекте пойдёт речь о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Мы должны показать детям, в чем уникальность нашего донского края, города в котором мы живем, т. к. у детей и родителей недостаточные знания о природе родного края, климате региона, слабые представления о влиянии человека на природу степи.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель проекта :
Ознакомление дошкольников с историей и культурой родного города, местными достопримечательностями, воспитание любви и привязанности к родному краю на основе системно – деятельностного подхода.
Задачи проекта :
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
3. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей, подобран материал о Донском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Волгодонска.
Механизмы реализации целей и задач проекта : мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, чтением художественной литературы. Совместная деятельность с родителями (организация праздников, экскурсии в музеи).
Сроки и этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный (октябрь 2013)
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание мероприятий Предполагаемый результат ответственные
Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта Картотека опыта педагоги
Разработка плана работы с родителями Годовой план сотрудничества с родителями педагоги
Составление перспективно-тематического плана по ознакомлению детей с историей родного города Перспективно-тематический план педагоги
Составление перспективно-тематического плана по ознакомлению детей с историей родного города Перспективно-тематический план педагоги
Подготовка методического сопровождения по проекту Картотека со стихами, загадками, пословицами, поговорками, художественной литературой. Альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Животные Донского края», «Природа Дона», «Поэты и художники, воспевающие природу Донского края» педагоги
Обогащение предметно-пространственной среды в группе Создание макета казачьего куреня; уголка «Моя Родина», изготовление макета «Степь» педагоги
2. Этап – основной (ноябрь 2013-апрель 2014)
Цель: осуществление педагогической работы по ознакомлению дошкольников с историей, культурой и природой родного края.
Содержание мероприятий Предполагаемый результат ответственные
Проведение непосредственно-образовательной деятельности по освоению данной программы Методические разработки занятий и мероприятий педагоги
Проведение праздника «Осень в Волгодонске» с участием родителей и детей Развитие творческих способностей у детей, знания детей о своём городе педагоги, родители, дети, муз. руководитель
Экскурсия в краеведческий музей Знакомство с историей возникновения города Волгодонска педагоги
Экскурсия – путешествие на транспорте «Памятники города Волгодонска» Знакомство с улицами города, памятниками, людьми, которые всё это создавали педагоги, родители
Викторина «Город в степи» Знания о родном городе, об объектах природы и предметов, созданных руками человека педагоги и дети
Составление рассказов детьми совместно с родителями «История моей улицы» Знания о своём городе родители, дети
Занятия «Вода и жизнь в степи», «Водоканалы на территории Волгодонска» Формирование представлений детей о значении воды, водоёмов для человека, животного и растительного мира в засушливом краю педагоги
Занятия «Такой разный воздух», «Роль ветра в природе и жизни человека» Знакомство детей со свойствами степного воздуха (дефицит влажности воздуха, сильный ветер, запылённость воздуха) педагоги
Цикл занятий по теме «Степь» Дать представление детям о взаимосвязях степных обитателей друг с другом, живой природы с неживой, о домах степных растений и животных, о значении степи, как части природы педагоги
Выставки детских рисунков «Моя Родина – Волгодонск», «Защитим природу родного края» Способность детей к творчеству, формирование активной позиции по охране окружающей среды педагоги, дети
3. Этап – заключительный (май 2013)
Цель: подведение итогов по реализации проекта «Мой город – Волгодонск». Выявление проблем и определение перспектив в данном направлении.
Содержание деятельности Предполагаемый результат ответственные
Выявление представлений детей о понятиях «малая Родина», «патриотизм» Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям педагоги
Создание мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы») на педагогическом совете Мультимедийная презентация педагоги
Литература:
Комплексная образовательная программа Т. Н. Дороновой «Радуга»
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Н. В. Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»
Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре»
Е. В. Соловьёва «И быль, и сказка. Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного, и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры».