Яна Маслова
Эколого-оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эколого-оздоровительная работа в ДОУ
Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников. Одним из ведущих факторов риска для здоровья детей является экологическая обстановка в местах их проживания. В этой связи повышение экологической грамотности детей, их родителей и педагогов дошкольного учреждения может быть одним из путей сохранения здоровья дошкольников. Одной из важнейших задач МБДОУ «Эврика» является охрана и укрепление здоровья детей.
Публикация «Эколого-оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
В этой связи актуальным является ведение физкультурно-экологической работы, которая на основе интеграции познавательной и двигательной деятельности одновременно решает задачи оздоровления детей и повышения у них и их родителей экологической грамотности. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. В связи с этим нами была разработана «тропа здоровья».
Экологическое образование и физическая культура имеют общую цель, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач.
В нашем детском саду проводятся занятия - прогулки по экологической тропе здоровья – цель которых - знакомство детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры; Дни здоровья экологической направленности, в содержание которых педагоги включают специальные задания, требующие от детей проявления знаний и представлений о природе и основах экологической культуры.
Занятие на «тропе здоровья» построено в три этапа.
1. Подготовительный: Воспитанники должны быть подготовлены к выходу на тропу здоровья. Специально для этого были разработаны правила поведения на «тропе», с которыми дети ознакомляются в процессе предварительных бесед. Помимо этого, необходимо ознакомить детей с материалами природного и рукотворного происхождения, которые использовались при создании тропы здоровья. Воспитанники должны научиться распознавать эти материалы, находить их в окружающей среде.
2. Этап выхода на тропу: прохождение оздоровительного и экологического маршрута.
3. Заключительный: На данном этапе происходит обмен впечатлениями. Ценно мнение каждого ребёнка. Важно знать, что ему понравилось, вызвало приятные тактильные ощущения, хотелось бы повторить; или наоборот-вызвало затруднения, причинило дискомфорт. На основе анализа мнений, впечатлений воспитанников и их родителей, тропа здоровья совершенствуется, модернизируется, пополняется, становится более комфортной в прохождении.
Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье. Эколого-развивающая среда в нашем детском саду направлена на формирование элементов экологической культуры и грамотного поведения детей в природе, позволяет реализовать все компоненты содержания экологического воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.
Использование «тропы здоровья» способствует снижению психоэмоционального напряжения дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу всех негативных эмоций, формированию положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности дошкольников.
Таким образом, создание тропы здоровья помогает систематизировать знания. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на тропе здоровья, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека