Татьяна Степанова
Эколого-логопедическое занятие «Зима. Звуки [з], [з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - развитие фонетического восприятия и фонетических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- овладение видами звуко-слоговово анализа и синтеза;
- развитие слухового внимания;
- уточнение артикуляции – положение губ, зубов и языка при произношении изучаемого звука.
Закрепить навык правильного произношения звука [з], [з’] в словах и предложениях; учить дифференцировать звуки [з-з’] в словах; анализировать слоги; развивать интонационную выразительность речи.
Публикация «Эколого-логопедическое занятие „Зима, Звуки [з], [з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширить представление детей о времени года – зиме, о зимнем лесе, о лесных жителях.
Материал и оборудование:
Шапочка животных, Деда Мороза, карточки с буквами, со словами, картинки.
Зал оформлен как детская комната.
В центре на стуле – воспитатель, а рядом с ней – дети на стульчиках сидят. Воспитатель читает книгу о зиме – о зимней природе.
Воспитатель:
Ну вот, дети, на сегодня достаточно, остальное мы дочитаем завтра. Закрывайте глаза и спите. Дети закрывают глаза, «засыпают», положив руки под щеку.
Детям снится, что они попадают в зимний лес, где встречаются с Волшебницей-Зимой.
Дети открывают глаза. Выбегает заяц.
Заяц: Сегодня в нашем лесу праздник. К нам приехали дети! Прошу вас пройти на полянку снежинок.
(Дети пробегают по кругу за зайцем).
Входит Зима.
Здравствуйте, дети!
Кто, угадай-ка,
Старая хозяйка?
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки?
Дети: Зима!
Зима : Да, ребятки, я Зима. Я принесла два своих любимых звука [з] и [з’].
Характеристика звука по артикуляционным признакам.
- когда мы произносим звук [з] и [з’] – горло дрожит, голосок звонко поет песню, язык упирается в нижние зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос. Дети спойте песенку Зимы (хором и индивидуально).
- Дети, а какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Зима : назовите гласные.
Дети: а, о, у, ы, и, э, е, е, ю, я.
Зима : Верно! Молодцы! А почему они так называются?
Дети: Потому что их можно петь, долго тянутся, и при произношении мы не встречаем никакой преграды во рту, воздушная струя не встречает никаких преград.
Зима : А при произнесении согласной?
Дети: Звуки встречают преграды.
Зима :
Да, Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
То, подъем, а то овраг,
Крепость здесь построил враг,
А за ней – крутая горка,
Спуск, забор, в заборе – щелка.
Где ж находится все это?
Дети: Во рту.
Зима : Что строит преграды при произношении согласных звуков?
Дети: Губы, язычок и зубы.
Зима : Как зовутся эти звуки?
Дети: Удалые молодцы! Согласные.
Зима : Дети, а как вы думаете, какой звук [з] – гласный или согласный, звонкий или глухой?
Ответы детей.
Зима : Какой первый звук в моем имени?
Дети: Звук [з’].
Зима : Звук [з’] – мягкий или твердый?
Зима : Дети, будьте внимательны!
Слушайте снова! Если в слове будет слышен звук [з] – хлопните в ладошки, а если [з’] – поднимите руку.
Земля, зонт, береза, зебра, зубр, мимоза, заморский, корзина, зяблик, Зина, заяц, обезьяна.
Зима одабривает ответы детей.
Зима : «Поиграем в «эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком, а кого спрошу – произнесет слог с мягким [з’].
за – зя, зэ – зе, зы – зи, зо – зе, зу – зю.
Зима : Скажите, ребятки, ласковые слова о зиме.
Дети: Зимушка, зимка, зимонька.
Зима : Зимушка – Зима предлагает вам погулять по зимнему лесу.
В каком лесу мы гуляем, в какой одежде (в зимней). В каких сапогах (в зимних). В какой шапке (зимней). В путь! По какой дороге мы идем (по зимней дороге). Каким воздухом дышим (морозным).
Зима :
Ах, ты зимушка-Зима!
Все дороги замела.
Что я – Зима сделала с дорогами?
Дети: Замела, забросала, закидала.
Обращаю внимание детей на плакат с изображением зимнего леса.
Зима : Посмотрите, ребята, на этот лес! Что зима сделала с лесом?
Ответы детей (заколдовала, запорошила, заморозила).
Дети: (Заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный).
Зима : Что бывает зимой на окнах? (Узоры).
Что с водой становится на озерах, прудах? (Замерзает).
Зима : Дети, а вы знаете песни о зиме?
Давайте споем вместе с вами!
Песня «Зимушка - хрустальная».
Зима : В моем зимнем лесу, несмотря на то что холодно, можно увидеть птиц. Как вы назовете птиц, оставшихся с нами зимовать? (зимующие).
Каких вы знаете зимующих птиц? (дятел, воробей, сорока, ворона).
А какие птицы прилетают к нам зиму зимовать? (снегирь и синичка).
Зима : Какой самый лучший праздник? (Новый год). Чем вам нравится Новый год? Без кого не бывает нового года? Вы хотите снова встретиться с Дедом Морозом? А вот и он!
Выставляется игрушка – Дед Мороз
Зима : Послушайте, что он говорит:
Разыграйтесь, вьюги, метели,
Все, что есть в моем лесу,
Все засыплю, занесу.
А, что ему ответят дети:
1 Ребенок: Не боимся мы пороши
Любим снег – хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега нам и вам.
2 Ребенок: Мы теперь метели,
Бьем по неприятелю!
Размахнешь рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Игра со снежками.
Кто больше забросит в цель снежков.
2 цели – корзины, снежные комочки.
Д/ Мороз: Меткие вы, дети, ловкие! Умники! Я знал, что вы придете и приготовил вам небольшие подарки, сладкие, вкусные – это изюм, и зефир. Только прежде чем вам его отдать – ответьте мне, если ли в слове «изюм» - звук [з’] (ответы детей, а где мы его слышим? (ответы детей).
А в слове «зефир» - есть звук [з’], где мы его слышим, мягкий или твердый? (ответы детей). Вы заслужили, заработали честными, правильными ответами эти сладости.
Зима, дети: Спасибо, Дед Мороз за угощение.
Д/ Мороз: До свидания детки!
Зима : Пойдемте дальше с вами по заснеженному лесу!
Сценка «Лесные жители».
1 Заяц: Зайцы, зайцы! Вот беда!
Ведь лиса идет сюда!
2 Заяц: Ой, куда нам убежать?
Незачем ее нам ждать.
1 Заяц: Кто-нибудь нам помогите,
От лисы вы нас спасите!
Лиса: Стойте, зайцы, не спешите!
От меня не убежите.
Дайте выбрать одного
Быстро съем сейчас его!
Зима : Что за шум на этой полянке!
Что за безобразие?
Кто нарушил покой зимнего леса?
Зайцы: Лиса!
Зима : Лизавета Петровна! Опять ты себя ведешь плохо!
Лиса: Ой, извините меня, пожалуйста!
Зима : Зверятки лесные! К нам в гости приехали друзья – дети!
Расскажите-ка вы им, как вы готовились к зиме?
Мишка: Я к зиме берлогу рою
Буду спать я там зимою.
Я зимой люблю поспать,
Лапу вкусную сосать.
Ежик: Я зимою тоже сплю
Холодов я не люблю.
Осенью листья я сгребаю
Ежику тепло зимой
Под листвою золотой.
Белка: Дети! Дети! Меня послушайте!
И грибочков моих скушайте!
Я все лето их сушила!
И в дупло их положила!
Там еще орехи есть,
Всех запасов и не счесть!
Мышонок: Я, мышонок, не зевал,
Зерен в норку натаскал
Если есть еда зимой,
Не замерзнем мы с тобой!
А зайчата, что молчат?
Вам запасы не нужны?
Хватит вам зимой коры?
1 Заяц: Да, зимой и кора – еда.
Нет капусты, вот беда!
(обращается ко 2 зайцу)
А еще скажи, косой,
Кто мешает нам с тобой!
2 Заяц: (обращаясь к лисе).
Что уселась на хвосте?
(обращаясь к детям и зиме).
Дети! Зима! Скажите мне,
Что зайчат не обижала,
Их по лесу не искала.
Зима : Разберемся мы с лисой!
Лиса: Зима! Дети! Поверьте.
Изменюсь я теперь!
Буду всех зверей любить!
И с зайчатами дружить!
Зима : Ну, что ребятки, друзья! Простим лису?
Дети, звери: Да, простим Лису!
Зима : Дети, во что вы любите играть зимой, на чем кататься?
Изобразите, как вы катаетесь на лыжах, играете в снежки.
1) Вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение.
2) Вы боитесь съезжать с горы – покажите как вам страшно.
3) Скатились с горы, не упали, вам весело, радостно.
4) Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.
(Дети имитируют эмоции мимикой. Позами, движениями).
Зима : Скажите, какой бывает звук [з] – (твердый и мягкий).
Мы будем произносить звуки [з’], [з] – в словах – названиях картинок.
Раздать карточки.
(дети называют слово).
Зима : Молодцы! Среди нас находятся две подружки: Зоя и Зина.
Зоя – хозяйка дома, в котором живет твердый звук [з], а в доме Зины живет мягкий звук [з’].
Догадались, что начинается новая игра? Посмотрите на свои картинки и определитесь, к какой девочки вы должны будете бежать. Если в названии – картинки звук [з’] – то к Зине, если [з] – то к Зое.
Итак, внимание! Стояла хорошая зимняя погода, и все пошли гулять.
Вдруг небо потемнело, и началась поземка.
Вы увидели Зою и Зину и бросились к ней. Но они могут пустить только своих.
Каждый ребенок выбирает хозяйку, называет слово – название своей картинки и спрашивает:
Землянику принимаешь?; если хозяйка дает согласие, ребенок встает за ее спиной. Почему? Потому что звук [з’] – мягкий.
После игры дети садятся за столы.
Зима : Друзья, садитесь за столы (обращает внимание детей на фланелеграф).
Перед вами буква З, это символ – буква, которой не обозначается звук [з].
З - простая завитушка!
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три.
Давайте составлять слоги с буквой з (индивидуальная работа).
За – зо – зу – зы – зи, аз – оз – уз – из.
Анализ слогов.
Слоги составили верно.
Зима : Дети, обратите внимание на таблицу, на ней слова, но в слове пропущена одна буква, вы должны подставить эту букву.
Ва…а, Ро…ы, …онт, …аяц.
Зима вызывает детей для выполнения задания.
Зима : Вы прекрасно справились с заданием
Но я приготовила вам задание потруднее.
Я вам загадаю загадки, а вы будете составлять из букв слово – отгадку.
1. Какой вещи человек очень верит? (Замку).
2. Себя он раскрывает
Тебя он закрывает…
Только дождик пройдет –
Сделает наоборот.
(Зонт).
3. Зелана, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза).
Зима : Вы и с этим заданием справились.
Зима : Дети, а вы знаете стихи про зимушку-хрустальную, про ее морозы, снег, вьюги, игры?
Чтение стихов о зиме.
Почему люблю я зиму?
Почему люблю я зиму?
Потому что, погляди,
Как бегут по льду и снегу
Санки, лыжи и коньки.
Мы зимою не скучаем,
Хоть и холодно все дни.
Веселиться помогают
Санки, лыжи и коньки
Только снежною зимою
Нам послушны и легки
И зовут гулять с собою
Санки, лыжи и коньки!
Что же лучше?
Что ты больше любишь –
Зиму или лето?
Как же мне ответить?
Что сказать на это?
Летом так чудесно
Легко одеваться!
Летом даже можно
Целый день купаться!
Ягод летом много,
И цветов, и солнца,
Что тепло и ласково
Светит нам в оконца!
Но люблю я зиму!
Это точно знаю!
Зимние забавы я не поменяю,
На цветы, на солнце,
Даже на купание.
Ничего нет лучше, зимнего гуляния!
Я на санках еду!
Я снежки кидаю!
Веселее дела точно я не знаю!
Стало холодно зимой.
Стало холодно зимой,
Стало холодно зимой,
Зайка плачет под кусточком:
- Нет капусты, нет листочков.
Как мне быть с такой бедой?
Где найти еду зимой?
Как спастись от злого волка,
От лисы и от двустволки?
Я б на зависть всем соседям
Согласился стать медведем.
Спал бы я, как косолапый,
И сосал всю зиму лапу.
Зима : Хорошо прочитали стихи, громко, выразительно.
Дети, порадуйте меня. Обозначьте буквами мое имя – Зима. Наденьте шапочки с названиями картинок и побегайте. До кого я дотронусь рукой, тот должен остановиться. А потом вы встанете в ряд. Назовите свою шапочку – (земляника). Какой первый звук в слове? [з’]. Верно. Твоя картина (игрушки) – Первый звук (и).
Твоя картинка мак (звук [м]).
Какой первый звук в слове арбуз? [а]
И из начальных звуков в словах – названиях картинок составьте слово.
Получилось слово зима – мое имя!
Умники и умницы: Молодцы!
Наша встреча подошла к концу. Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? – (лесные зверятки, девочки Зоя и Зина, Дед Мороз). Какой это звук? (согласный, звонкий; бывает мягкий и твердый).
С какой буквой подружились? (с з).
На какую цифру эта буква похожа? На 3.
Вам со мной пора расставаться.
Не забудьте свои подарки, а на память о встрече с Зимой я хочу подарить вам по снежинке.
Я желаю вам, чтобы вы в д/с набирались сил, знаний, были здоровы. И несмотря на холод, мороз, вьюги вам было тепло, уютно и весело.
До свидания! До скорой встречи. Счастливого вам пути!
Зима уходит.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель «Дети, просыпайтесь, пора вставать!».