Екатерина Разбитскова
Экология глазами детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году мы взяли тему по самообразованию «Экология» Тема «Экология» очень актуальна и благодатна в наше время. Дети редко гуляют по городу, редко выезжают загород, гуляют в парках. Некоторые дети никогда не видели сельскохозяйственных животных, не знают,где растут огурцы, и откуда появляется мед. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения Вопрос экологического воспитания детей мы решили начать с изучения представления детей об экологии.
Публикация «Экология глазами детей в ДОУ» размещена в разделах
Провели диагностику. И выяснили, что знания детей по экологическому воспитанию Высокий уровень экологической воспитанности (2%) – дети обладают обобщенными системными знаниями. Они способны не только перечислить множество растений и животных, но и охарактеризовать их по некоторым признакам. Также дети знают то, как нужно ухаживать за растениями и животными, опираясь на их потребности. Дети уверенно отвечают на все или большинство вопросов, выявляют закономерности в природе, могут привести наглядный пример для своего утверждения. Средний уровень экологической воспитанности( 33%) – это уровень, при котором ребенок имеет определенные знания о потребностях разных животных и растениях, даже могут делать попытки объяснить, почему они считают, что нужно так или иначе за ними ухаживать. Однако отсутствует системность имеющихся знаний и способность к их обобщению. Дети могут определить некоторые зависимости в природе, но не могут их объяснить. Анализирую объекты природы, нуждаются в подсказках воспитателя. Низкий уровень экологической воспитанности(65%) говорит о том, что ребенок не обладают практически никакими знаниями, дает ответы очень неуверенно и часто долго думает, прежде чем ответить. Даже если воспитатель дает подсказку или задает наводящий вопрос, то ребенок не дает полного ответа.
На 2 этапе мы с детьми создавали и оснащали экологический уголок.
Экологический уголок оснащали Экологическими играми (в том числе сделанные своими руками) (показать игру своими руками)по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе содержат сюжет, используют роли, правила или же содержат только задания. Действия в таких играх могут быть обозначены текстом, который и определяет последовательность игры. Игры, предложенные воспитателями помогают дошкольникам любить родной край и окружающую как живую, так и неживую природу.
6 слайд
.Создан мини зоопарк, который позволяет изучить каждого животного в отдельности, его пользу природе, его повадки и жизнедеятельность. Так же с помощью макета дети узнают среду обитания животных. Создана мини ферма. Изучают способ передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит);
облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов;
ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются);
как реагируют на окружающее;
среда обитания: особенности местности, корм, другие животные — соседи (враги, нейтральные);
взаимоотношения с людьми (реакция на их появление);
жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас
кормов, их поиск зимой.
Создается картотека экологических экспериментов Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив семена цветов, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь. (показать календарь) Дети фиксируют в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.).В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть.
Важна практическая деятельность детей в зимний период. Делаем вместе с детьми кормушки для птиц, зарисовываем следы, оставленные на снегу.
Оформляем альбом с изображением разных форм снежинок, делаем фигурки из снега, разноцветные льдинки. Превращения снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Спросите у ребёнка, можно ли эту воду назвать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, потому что в воздухе, через который пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, частички копоти. Снег по дороге собрал их – стал грязным. Воздух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребёнку, почему нельзя есть снег.
Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза. Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. После прогулки посмотрите на изменения или измерьте температуру воды в бутылках.
Вывод: вода в бутылке, закопанной в снегу, охладилась меньше.
Знакомим детей с произведениями литературы, это как и энциклопедии, так и художественная литература (раздать список худ. литературы экологического содержания) :Вместе с прочитанными произведениями создаем свои книжки экологического содержания (показать книжки), зарисовки, рисуем плакаты, проговаривая правила. Например прочитав З. Трофимова «Снег – что это такое», проводим эксперимент со снегом, смотрим научные фильмы о снеге. А прочитав В. Бианки «Замечательные дома» Проговариваем правила поведения в лесу : В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.
Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные грибы не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет, металлические банки разрушаются 100 лет.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно – в него может попасть молния.
Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
Луговые и лесные цветы недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.