Ольга Завзина
Экологический проект «Огород на окне» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация экологического проекта
во второй младшей группе
Завзина О. А.
2021г.
Актуальность проекта.
Публикация «Экологический проект „Огород на окне“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности, мы решили разработать и реализовать проект «Огород на окне». Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого необходимые условия (широкие подоконники, солнечная сторона группы, необходимое оборудование и материалы).
Проект реализовался в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Цель проекта : формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях через проектную деятельность.
Задачи проекта :
• формировать у детей знания о росте и потребности культурных растений.
• формировать умения наблюдать, ухаживать за растениями.
• развивать любознательность, интерес к опытнической и исследовательской деятельности.
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах экологической культуры.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность: 2 месяца (февраль – март 2017г.).
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители. Собраны разрешения родителей
Подготовительный этап
• Разработка проекта.
• Беседы с детьми (выявление знаний о растениях) :
«Что такое огород и что на нём растёт», «Что такое «Огород на окне», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Семена».
• Подбор дидактического материала (потешек, поговорок, песен,
связанных с огородом и овощами).
• Изготовление и приобретение дидактических игр и пособий:
«Чудесный мешочек», «Назови цветок», «Парные картинки», «Собери овощи из частей», «Овощи».
• Чтение художественной литературы (потешек, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Подбор и изготовление персонажей для создания сюжета.
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей.
• Подбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение с родителями мероприятий по выполнению проекта.
• Подготовка информации для родительских уголков «Как растут растения».
Основной (практический)
• Подготовка «грядок».
• Рассматривание семян.
• Посадка семян цветов, лука, пшеницы в землю.
• Наблюдение (за всходами, развитием корней).
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование цветов.
• Проведение опытов:
«Рост и развитие растений», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян».
• Наблюдение за луком.
• Лепка овощей из пластилина «Овощи большие и маленькие».
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Раскрашивание картинок.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Совместный труд на «огороде».
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
Заключительный этап
• Беседы с детьми (выявление знаний о растениях).
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Анализ полученных результатов.
• Составление фотоальбома «Огород на окне!»
• Презентация педагогам и родителям проекта «Огород на окне».
• Оформление фотоальбома для родителей.
• Презентация родителям проекта с помощью цифровой рамки.
Результат работы
У детей появился интерес к наблюдению за ростом и развитием растений. Узнали, что из семени, луковицы, зернышка можно вырастить растение.
Дети научились различать некоторые виды растений, умеют за ними ухаживать.
Умеют вести наблюдения и делать первые выводы. Сформировались нравственные качества: обязательность, целеустремлённость, ответственность за выполненные поручения и полученный результат. Повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах экологической культуры.
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем планируем разработать и реализовать проект «Огород на окне» для детей средней с старшей групп с усложнением задач.
Литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Интернет ресурсы.