Анастасия Смирнова
Конспект занятия «Мир природы Арктики и Антарктики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: Создание условий для развития экологического мышления и исследовательской деятельность в процессе ознакомления детей с миром природы Арктики и Антарктики. Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами растительного масла.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представлений о диких животных Арктики по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
Публикация «Конспект занятия „Мир природы Арктики и Антарктики“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
- Формирование умения классифицировать животных Антарктики;
- Расширение кругозора детей.
- Закрепить знания детей о свойствах воды.
- Познакомить со свойствами подсолнечного масла.
- Содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и подсолнечного масла, и что с ними происходить при смешивании.
Развивающие:
- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме "Животный мир Арктики и Антарктики
- Развивать поисково-познавательную деятельность, побуждать к самостоятельному поиску причин, ориентированному на взаимодействие взрослого с ребенком.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Демонстрационный материал: презентация «Животный мир Арктики и Антарктики», проектор, загадки о животных севера, вода, растительное масло, пищевые красители, тара под масло, воду и красители, прозрачная стеклянный стакан, ложки пластиковые.
Ожидаемые результаты:
• Формирование знаний детей о животном мире Арктики и Антарктики, их повадках, особенностях внешнего вида, местах обитания, образе жизни.
• Воспитание доброго, бережного отношения к животным, развитие любознательности.
Дети входят в группу, ребята к нам пришли гости давайте поздороваемся!
Звучит песня «Где-то на белом свете»
Ребята подходят к глобусу
Ребята, на противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Погода там суровая, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
И мы с вами сегодня отправимся сначала на Север, но на чем же нам туда попасть?
А полетим мы туда на волшебных подушках (садятся на подушки закрывают глаза) (звук полета)
Вот мы и на северном полюсе. МЫ с вами полярники. Кто такие полярники?
Правильно это учёные, которые приехали для изучения Арктики, например, метеорологии, океанологии, геофизики и изучающие ледники гляциологи, а также обслуживающий персонал. Все они живут на полярной станции. А что бы нам не замерзнуть, давайте разомнемся.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
В. : Ребята, навстречу нам вышел хозяин ледяной пустыни. Кто же он отгадайте?
Дети: белый медведь!
В. : Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шуба его белая и снег белый.
В. : Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!
В. : Белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени.
У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Как вы думаете, почему медведь не мерзнет в холодной воде?
Дети: У него теплая шуба
В. : Да, Мех медведя почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Шерсть медведя покрыта толстым слоем жира и поэтому не намокает. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Вот и если мы опустим палец в масло и потом в вода стечет с пальца. Так и с медведя вода стекает и не дает подшерстку намокнуть.
Так мы с вами не просто гости Арктики, а мы ученые давайте зайдем в нашу лабораторию.
Ребята, напоминаю вам о правилах поведения в лаборатории: внимательно слушать инструкцию по проведению опыта и только затем приступать к самому эксперименту, ни в коем случае не пробовать вещества, расположенные у вас на столе, какими бы аппетитными они вам не показались! Договорились?
Теперь прошу вас пройти в секретную лабораторию для наших опытов! (дети подходят к столам)
Первый наш опыт называется «Лёгкий-тяжёлый».
У вас на столе стоит 2 ё мкости: в одной находится масло подсолнечное, в другой – вода. Что бы вы сделали с этими жидкостями? (ответы детей) Попробуем их смешать и посмотрим, что из этого выйдет! Внимательно смотрим на мои действия, а затем только приступаем к эксперименту! Я стакан с водой добавлю растительное масло. Теперь и вы можете приступать к эксперименту! Посмотрите, что происходит? (ответы) Где находится масло в стакане? Масло плавает сверху. Что это значит? (ответы) Масло легче воды, поэтому оно плавает на поверхности воды!
Итак, какой вывод отсюда следует? Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, какая жидкость является самой лёгкой из двух предложенных? Масло - оно легче воды. Какая жидкость является самой тяжелой? Вода.
Знаете ли вы, что с помощью наших знаний можно устроить удивительные зрелища, которые на первый взгляд кажутся волшебными! Хотите по волшебничать? (ответы детей)
Следующий опыт называется «Бусинки». Посмотрите, что делаю: я беру краситель и высыпаю его в стаканчик с чистой водой. Вода в моем стакане приобрела цвет! Посмотрите, какой цвет у меня получился? Теперь каждый из вас может взять краситель у себя на столе и растворить его в стакане с чистой водой. Что у вас получилось? Какая разноцветная вода у вас в стаканчиках! Теперь я беру пипетку и набираю в неё цветную воду, затем я капаю цветную воду из пипетки в наш первый стакан с водой и маслом. Посмотрите, что происходит: цветные капли опускаются в слой масла, превращаясь в «бусинки». Почему «бусинка» цветной воды проходит сквозь масло? Потому что капли воды тяжелее масла! Ребята, теперь вы может сами приступить к эксперименту! С помощью пипетки капаем цветную воду на верхний слой жидкости. На какой? На масло. Что у вас получилось? Любуемся получившимися «бусинами» и наблюдаем, как они опускаются в нижний слой!
Какой вывод отсюда следует? Ребята, опытным путем мы с вами выяснили, что вода, плотнее чем масло и попав на масло, превращается в шарики-бусинки и за счет своей тяжести, проходит через слой масла, попадет в воду и окрашивает ее в свой цвет!
Стук в дверь (вам пришло письмо, от Лоло и Пепе, ребята, а кто это?
Дети :пингвинята.
Читаем письмо: Дорогие ребята мы очень ждем вас в гости, по пути вас ждут приключения и наши друзья.
Ребята а где мы сейчас находимся? (в Арктике на северном полюсе)
А наши друзья Лоло и Пепе живут в Антарктике и это южный полюс как же нам туда попасть?
Дети : на подушки! Закрывают глаза (звук полета.)
(на экран слайд Антарктики.)
Ребята смотрите в письме еще что то - есть? Слово (браконьеры) Кто это?
Браконьеры - это такие люди, которые занимаются незаконной добычей лесного зверя или рыбы, охота/рыбалка, на которых запрещена, не покупают лицензию на отстрел или отлов или нарушают установленные государством способы охоты или рыбалки. Тем самым браконьеры наносят ущерб государству, природе и конкретному виду, подвергая его опасности полного вымирания.
Ведь несколько видов пингвинов занесены в Международную Красную книгу, а значит находятся на грани вымитрания.
Пингвин великолепный (Megadyptes antipodes).
Пингвин галапагосский (Spheniscus mendiculus).
Пингвин Гумбольдта (Spheniscus humboldti).
Пингвин золотоволосый (Eudyptes crysolophus).
Пингвин Магелланов (Spheniscus magellanicus).
Пингвин очковый (Spheniscus demersus).
И чтоб не попасться браконьерам наши знакомые пингвинам Лоло и Пепе прятались за ледяной горой, потерялись и не могут найти дорогу к своему дому. Ребята давайте поможем пингвинам и сами вернемся в сад. А для этого нам нужно отгадать загадки. О хищкиках которые подстерегают пенгвинов.
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит
Так приветствует всех (Кит)
Мы — животные морские,
Для китов — опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос.
(Касатки)
Молодцы ребята. Лоло и Пепе благодарят вас за оказанную помощь. А нам пора возвращаться в сад! Садимся на ковер самолет! Закрываем глаза! (звучит полета) Вот мы и в группе.
Ответьте на несколько вопросов. Где находиться Арктика? (На Северном полюсе.) Что вы, можете рассказать об Антарктике? (Там очень холодно, снег, лед, полярная ночь,.) Кого можно встретить из животных в Арктике? (Моржа, белого медведя, полярного волка, полярную сову, песца, северного оленя, китов.) Почему эти животные могут жить в Арктике? (Имеют толстый подкожный жир, умеют хорошо плавать и нырять, питаются рыбой, у многих животных пушистый, белый, теплый мех, который делает их незаметными на снегу.)