Ирина Дубенец
Экологическое занятие с элементами экспериментирования «Самое удивительное вещество на Земле — вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие экологического образования (детей) через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
• систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
• обратить внимание на значение воды в нашей жизни;
• дать элементарное представление о процессе фильтрации;
• развивать память, мышление, внимание, речь;
• развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности;
• воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование:
- фартуки
- опыт № 1: стаканы с водой, соль, сахарный песок, речной песок, ложечки
Публикация «Экологическое занятие с элементами экспериментирования „Самое удивительное вещество на Земле — вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- опыт №2: стакан с простой водой, с соленой водой, со сладкой водой, с водой с песком.
- опыт №3: стакан с грязной водой, пустой стакан, воронка, марля, ткань, ватные диски
- мяч
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я получила письмо с заданием, если мы его выполним, то узнаем тему нашего занятия. Из первых букв слова давайте составим новое. (ветер, очки, дом, арка)
- Какое слово получилось? (вода) Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека, животных и растений.
- Как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи? (месяц)
- А без воды? (3-4 дня)
- Как вы думаете, много ли воды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначается вода? (синим).
- А кто знает, сколько на земле океанов? (Четыре океана)
- А сколько морей? (много).
- Какую часть Землю занимает суша? (Четвертую).
- Давайте все проверим. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. Так много или мало воды на Земле? (Много).
- А много ли пресной воды, то есть ту которую мы пьем, на Земле?
- А где можно брать такую воду? (из озёр, водохранилищ, подземных скважин, колодцев)
Ее оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая. Мы с вами хозяева на планете и только мы можем беречь все что на ней находится и охранять, в том числе и воду.
- А в городах, где живёт много людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая.
- Чтобы узнать, какая она эта вода, нужно пройти в лабораторию. А вы, ребята, знаете, что такое «лаборатория»? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Сейчас мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды. Надеваем фартуки и проходим в лабораторию.
(Дети рассаживаются за столы)
- Приступим к нашим исследованиям, подойдите, пожалуйста, к столу. Мы с вами будем исследовать воду. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов:
1) аккуратно пользоваться с емкостью для воды;
2) поддерживать порядок на рабочем месте;
3) не шуметь;
4) внимательно следить за результатом опыта.
.- Ребята, так что же такое «вода» и какая она? Давайте, посмотрим на схемы и вспомним основные свойства воды. (Вода льётся, потому что жидкая и может течь. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. Вода не имеет ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.)
Опыт №1.
- Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В один положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? (Сахар растворился в воде.)
- Возьмите другой стакан и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло (Соль растворилась в воде.)
- А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
- Возьмите ещё один стакан с водой и добавьте немного песка.
- Что произошло с песком в воде? (Песок не растворился в воде: он лег на дно.)
- Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, песком, с каким же новым свойством воды вы познакомились. (Вода одни вещества может растворять, а другие нет.)
- А сейчас я предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Хорошо - плохо».
Для игры необходимо встать в круг. Я вам буду бросать мяч и задавать вопрос: Вода-это хорошо….почему? или Вода-это плохо….почему? ваша задача подумать и правильно ответить.
Проводится игра
Опыт № 2.
- Посмотрите, перед вами четыре стакана с водой. В первом стакане простая вода. Во второй мы положили сахар, в третий соль, а в четвёртый песок.
- А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? Дети пробуют воду и делятся впечатлениями.
- В первом стакане вода какая? (Она не имеет вкуса.)
- В следующем стакане она какая? (Сладкая.)
- Во в третьем стакане, какая? (Солёная.)
- Обратите внимание на наш последний стакан (с песком). Какая вода в нем? (Грязная.)
- Хотели бы вы ее попробовать на вкус? (Нет, ее нельзя пить. Можно заболеть. Это очень опасно)
Опыт № 3. «Очистка воды»
- Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Её нужно очистить от песка.)
- Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся.
1 способ:
- Сначала мы воду будем фильтровать через марлю. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – марлю. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
- Ребята, что у вас получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.)
- А вода стала чистой? (Нет.)
- Значить марля пропускает мелкий мусор и грязь.
2 способ:
- А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас плотная ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?
- Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (Да.)
- Правильно здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.
Воспитатель: Ребята, вы не хотели бы немного отдохнуть
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
3 способ:
- А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Посмотрите, вода стала чище? (Да.)
- Как думаете, почему? (Ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.)
4 способ:
- Теперь ребята положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду, что стало с ней? (Она стала ещё чище.)
- А как мы это сделали? (ответы детей)
- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
(Вода может растворять одни предметы и не растворять другие; воду можно очистить с помощью фильтра.)
- Мне очень приятно, что вы так много узнали о воде и об ее свойствах. Наша лаборатория закрывается, но я думаю не на долго. Мы с вами проведем в ней еще не один интереснейший опыт. А пока, помогите навести порядок.