Оксана Казакова
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это основной этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Как же осуществляется экологическое воспитание в нашем дошкольном учреждении?
Нашей целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование основ экологического сознания и экологической культуры. На сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы.
2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе.
3. Осознание своего собственного «Я» как части природы.
4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Экологическое воспитание в нашем дошкольном учреждении осуществляется через весь воспитательно- образовательный процесс ДОУ: занятия, экологические праздники, досуги и развлечения, режимные моменты, экскурсии, прогулки, экологические уголки, совместную деятельность педагогов, родителей и детей.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах,
правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду
Для успешного решения поставленных задач используем разнообразные методы и приемы: наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность, практическую деятельность по уходу за растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей и рассказов экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала и т. д.
Также для этого используем различные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями, педагогами и детьми. Например, в январе этого года в старших группах был реализован проект «Помоги птицам зимой». Родители с дошколятами изготовляли кормушки и скворечники, вывешивали их, закупали корм, подкармливали птиц.
В этом же году провели конкурс на лучшую кормушку, организовали конкурс рисунков и аппликаций, фотовыставку «Птицы глазами детей и родителей»
Ежегодно у нас в саду проводится смотр – конкурс «Огород на окошке», где педагоги с детьми сажают растения, изучают и ухаживают за ними в течении 3-4 месяцев, а затем высаживают на грядки и в течение всего летнего периода осуществляют трудовую деятельность: поливают, пропалывают, собирают урожай.
В течение года устраиваем дни экологического творчества, организовываем экологические викторины для детей старшего дошкольного возраста.
Весной наши дошколята принимали участие в акции «Зелёная весна». В ней принимали участие воспитанники от младшего до старшего дошкольного возраста. Ребята очищали территорию детского сада от старой листвы и сухих веток, наводили порядок. Дети в эти дни получили большой заряд хорошего настроения. Снова территория детского сада радует всех окружающих: собран мусор, приведены в порядок клумбы и участки, побелены все деревья и бордюры. Теперь наш детский сад сияет чистотой!
4 мая в нашем дошкольном учреждении состоялся экологический праздник для воспитанников старшего дошкольного возраста "Путешествие в лес". В ходе праздника ребята пели песни, читали стихи, повторили правила поведения в лесу и побывали в роли братьев наших меньших. Праздник прошёл весело, задорно. Ребята получили массу положительных эмоций и впечатлений!
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.