Наталья Филиппова
Экологическое воспитание в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дети 2 -4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью. Именно в этом возрасте формируются основы положительного отношения ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте – дать начальные представления об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нем, заложить основы знаний о животных и растениях.
Публикация «Экологическое воспитание в первой младшей группе» размещена в разделах
В первой младшей группе дети узнают названия животных и птиц, чем отличаются домашние животные от диких. Какие растения растут в лесу, в саду, в огороде. Проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком. Посильно работают в уголке природы и на участке для прогулок.
Дети обязательно должны понять, что птицы, звери, насекомые, растения – живые. Они тоже испытывают страх, нуждаются в воде, пище. Если это домашние животные и растения – за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то можно наблюдать, изучать, но не вмешиваться, чтобы не навредить. Если ребенок это усвоил, то усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.
В процессе экологического воспитания в детском саду используют различные методы: наглядные (наблюдения, демонстрация); практические (игра, труд); словестные (рассказы воспитателей, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт).
Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Метод наблюдения обеспечивает живой контакт детей с реальным объектом природы. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление, речь. Дети выделяют в предметах и явлениях основные признаки, устанавливают причинно-следственные связи.
Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений. Демонстрацию используют для обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях.
Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями. Рассказ воспитателя. Рассказ воспитателя должен иметь четко определенную тему, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах.
Чтение способствует формированию художественного вкуса, возникновению сопереживания. Очень хорошо если чтение сопровождается слушанием музыки, например, «Времена года» П. И. Чайковского, звуков природы.
Игра делает процесс обучения более интересным и понятным для ребенка.
Примеры дидактических игр, которые мы использовали на экологических занятиях :
«Кто чем питается?»
Цель: закреплять представления детей о еде животных.
Ход игры: дети из мешочка достают муляжи моркови, капусты, грибов, ягод и др. и определяют. То из животных питается этой пищей.
«Что сначала, что потом?
Цель: закреплять знания детей о росте и развитии животных.
Ход игры: показать детям яйцо, цыпленка, курицу. Детям надо расположить эти предметы в правильном порядке.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют прогулки и экскурсии. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, формировать элементарные представления о растениях, сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
Использованная литература
1. Гончарова Е. В. Технология экологического образования детей младшей группы ДОУ. Екатеринбург 2002.
2. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду М. Учитель 2012
№. Материалы открытых интернет источников.