Получи документы

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Любовь Яковлева
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание младших дошкольников.

Яковлева Любовь Викторовна, воспитатель.

Разделы: Работа с дошкольниками.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или в первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей этого возраста. Двух – трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, не торопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их не произвольное и не продолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной, неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует понимать, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем – то одном в течение продолжительного времени им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателей. Успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия. 1. Мягкое, доброжелательное общение. Понимание состояния детей их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи. 2. Медленная, выразительная речь, многократные повторения одного и того же. 3. Подкрепление слова образом предмета, действием его изображающим. 4. Частое переключение внимания детей с одного предмета на другой. С одного вида деятельности на другой. 5. Использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей. 6. Осознанное создание воспитателями в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания. 7. Частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове). Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных, как живых существ и их зависимости от условий жизни. Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух – трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют. Они должны познать их главные сенсорные свойства: форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объекта, кроме того, получить первоначальное представление о возможной деятельности с ними. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование, понимание детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ребенок не видит разницы между живыми неживыми объектами (муравьишка бежит, паровозик тоже движется). Поэтому активнои разнообразно действуя, ребенок применяет к ним одинаковые способы и методы «исследования». На данном возрастном этапе необходимо очень осторожно вводить объекты живой природы в жизнь детей. Лучше всего это делать во время наблюдений в окно, на прогулках, держа животных как бы на расстоянии от детей. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерно и вода, березе на участке – вода, а воробью зимой крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Обычно – под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редки приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время прогулок детям предлагают собирать цветы, ловить бабочек и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко. Правильное отношение к живым существам, является конечным результатом, показателем экологического воспитания. Экологическое воспитание проявляется в этом возрасте лишь в доброжелательном и активном участии детей совместно с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей земной зоны, условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель. В работе с малышами используются персонажи широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам, и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают сказочно – игрушечные представления о природе, домашних и диких животных: как раз наоборот задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правда и правильно отражать в речи не злоупотреблять уменьшительно – ласкательными формами, когда речь идет о природе. Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку, Красный, белый, синий цвет Замечательный букет. Кроме сказок в работе с детьми используются другие произведения фольклора, стихи. Сюжеты, которых обыгрываются с детьми. Важное место в экологическом воспитании занимает игра – не сложная сюжетная или подвижная с имитацией движения животных, со звукоподражанием им. Большинство изменений и событий в мире природы человек может заметить, прочувствовать и пережить только вне стен помещений. Ни картина, ни рассказ не заменят непосредственного контакта с природой. Не дадут ощущения гармоничного и неразрывного единства с ней. Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует побуждать детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. Помните, что каждый день в природе неповторим! Между тем стали редкими многие обычные когда – то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья. Загрязнены вода, воздух, почва. Для восстановления требуются миллиарды. Мы педагоги не можем чувствовать себя не причастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу, выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах когда – то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать это мы их так воспитали. Надо срочно, что – то предпринимать, что бы новые выпускники могли избегать многих ошибок приводящих к экологическим бедствиям. Под экологическим воспитанием нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все что происходит вокруг. Нужно учить ребенка правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из - за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях надо говорить, хотя они и взрослые, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор, бить бутылки и т. д. Воспитывая детей, вы берете на себя огромную ответственность перед будущим человечества. Вы закладываете у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором живем. Двух, трехлетние дети еще не помощники, они наблюдатели, они как губка впитывают в себя ваши отношения к растениям, к животным, вашу любовь и

Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое воспитание младших дошкольников“» размещена в разделах

интерес к удивительному миру природы.

Список литературы: 1. С. Н. Новиковой. «Экологическое воспитание младших дошкольников». Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозайка – Синтез, 2000.

2. О. А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозайка – Синтез, 2007. 3. Радуга. Программа и руководство по воспитанию, образованию и развитию детей двух – трех лет. Издание второе, переработанное и дополненное. М. : Линка – Пресс, 1996.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Огород круглый годОгород круглый год Значение огорода на окне в дошкольном учреждении трудно переоценить. Это универсальное средство воспитания и обучения. Много решить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Опубликовано: 24 апреля 2014 в 18:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Экологическое воспитание младших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД