Худайбердина Лариса
Экологическое воспитание младших дошкольников: организационно-педагогический аспект
▼ Скачать
В настоящее время быстрыми темпами ухудшается общее состояние
природной среды – экологическая обстановка. Причина этого заключается не
только в темпах развития экономики, но и политике в области
градостроительства и благоустройства больших городов. Это приводит не
только к концентрации вредных явлений промышленного происхождения, но
и порождает вредные пространственные явления: исчезновение зеленых зон,
тесноту, уничтожение природных питьевых источников. Среда большого
Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников: организационно-педагогический аспект» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
города приносит усталость, болезни и неврозы. Подрастающее поколение
наших городов наиболее отстранены от природных реалий, нарушается их
взаимосвязь с окружающей средой и, как отмечает В. С. Мухина, оно
перестает относиться к природе как к «источнику жизни, условию развития,
познания и поэзии». Природа не представляется в их сознании как «нечто
неизменно живое, воспроизводящее и дарующее – как источник жизни» (В. С.
Мухина). В этой связи, как подтверждает ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», стало понятно, что для выхода из экологического кризиса одних
экологических знаний и умений, полученных в рамках учебного процесса,
явно недостаточно. Сохранение природной среды должно стать насущной
потребностью подрастающего поколения, а его экологическая воспитанность
– одной из важнейших задач всей системы образования (В. И. Вернадский, Н.
Ф. Реймерс).
Лучший период в жизни человека для формирования бережного
отношения к природе, экологически целесообразного поведения, усвоения
экологических представлений, правил поведения в природе – это младший
дошкольный возраст. Поэтому дошкольным образовательным организациям
принадлежит важное место в воспитании личности, способной жить в
гармонии с собой, обществом, природой; в системе подготовки
подрастающего поколения к рациональному природопользованию.
Как отмечает Т. В. Волосникова, сущность экологического воспитания
младших дошкольников состоит в обретении каждым ребенком «чувства
природы», умении вникать в ее мир, в ее ничем незаменимую ценность и
красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле.
Следовательно, как справедливо отмечают О. Н. Лазарева, С. Н.
Николаева, Н. Е. Пермякова, И. В. Цветкова, целью экологического
воспитания младших дошкольников должно стать формирование начал
экологической культуры, т. е. осознанно-правильного отношения
непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям,
охраняющим и созидающим на основе ее материальные и духовные богатства,
к себе как части природы. В этой связи В. М. Ворошилова, В. А. Зебзеева, О.
Н. Лазарева, Л. В. Моисеева, Н. Е. Пермякова выделяют в его структуре
следующие компоненты:
– когнитивный (познавательный) – экологические представления,
знания о природе, природных объектах и явлениях, экосистемной организации
природы, месте и роли человека в природе, способах взаимодействия природы
и человека;
– ценностный (отношенческий) – присвоение ребенком экологических
ценностей, формирование своего опыта эмоционального, мотивационноценностного отношения к природе;
– деятельностный (практический) – овладение умениями и навыками
взаимодействия с объектами природы, опытом различных видов экологически
целесообразной деятельности.
Для проработки обозначенных компонентов экологического
воспитания, как справедливо отмечает Е. В. Гончарова, необходимо
реализовывать его в контексте следующих видов деятельности младших
дошкольников в ДОО : познавательной, ценностно-ориентационной и
практической.
Так, познавательная деятельность будет направлена на приобретение
младшим дошкольником информации о природе (наблюдение,
экспериментирование, коллекционирование, моделирование и т. д.).
Включение младших дошкольников в ценностно-ориентационную
деятельность будет способствовать приобретению опыта ценностных
ориентаций и оценочных суждений (оценка состояния среды, обсуждение
последствий деятельности человека, возможных вариантов изменений и т. д.).
Практическая деятельность нацелена на формирование практических
умений (труд в природе, уход за растениями, оказание посильной помощи
миру природы и т. д.).
Для реализации экологического воспитания младших дошкольников в
ДОО необходимо создание ряда организационно-педагогических условий. Под ними, по мнению О. В. Галкиной, следует понимать совокупность
взаимосвязанных информационных комплексов, создаваемых на
управленческом уровне и обеспечивающих управление педагогами и их
профессиональной деятельностью, а также обучаемыми и их деятельностью
по достижению образовательных целей.
Формирование экологической культуры происходит у младших
дошкольников, прежде всего, в ходе занятий экологической направленности.
Важно проводить такие занятия с использованием наглядности,
экспериментированием, дать почувствовать себя первооткрывателями,
вызвать эмоциональный отклик. Обязательно нужно после занятия
возвращаться к проблеме, открытию, сделанному детьми, в режимных
моментах, на прогулке для закрепления знаний, и самое главное, для
акцентирования внимания детей на взаимозависимостях мира природы и мира
людей. Например, занятие о птицах родного города получает продолжение у
кормушки, где «жалеем птичек, потому что им нечего есть в холодное время,
и решаем стать помощниками птиц, задаемся вопросом, а если птички
исчезнут…».
Беседа на экологическую тему стимулирует познавательный интерес
детей и формирует экологическую культуру. Беседы проводятся как часть
занятий, в ходе режимных моментов, на прогулке, вызывая интерес к
окружающему миру. Закрепляем с ребятами правила поведения в природе: не
топтать кусты, не рвать цветы, не спугнуть птицу, животное, показывая
пример осторожной, безопасной для природы и для человека модели
поведения.
Широко применяем в своей работе наблюдения и экскурсии по
экологической тропе. Отмечаем, какой нравственный вопрос взаимодействия
человека и природы можно обсудить с ребятами. Так, в ходе наблюдения за
рябиной обращаем внимание детей на то, что упавшие ягоды не надо топтать,
забирать, потому что это корм для птиц. Для формирования экологической
культуры младших дошкольников мы используем дидактические игры
экологического содержания.
Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них
представления о животных, растениях, правилах поведения в природе. Во
время игр у детей развиваются познавательные интересы, любознательность,
активность, самостоятельность, закладывается основа будущей модели
поведения человека-созидателя.
Чтение художественной и познавательной литературы, экологических
сказок, просмотр обучающих мультфильмов по возрасту несомненно
расширяют кругозор экологических представлений детей. Воспитанники
приобретают представления о необходимости осознанного отношения к
природе, знакомятся с опытом поведения литературных героев, учатся
определять положительные и отрицательные поступки.
Очень важным мы считаем создание предметно-пространственной
развивающей среды в групповой комнате. Это, прежде всего, уголок природы
и «лаборатория» для простейших экспериментов. Наполняемость таких
уголков соответствует возрасту детей.
И, пожалуй, самым эффективным средством формирования
экологической культуры у детей, начиная с младшего возраста, является
взаимодействие с семьей: родительское собрание, консультация, папкапередвижка; участие в акциях «Добрые крышечки», «Дело бумажное, но очень
важное», «Чистота природы начинается с меня»; совместное творчество детей
и родителей по темам «Синичкин день», «Конкурс экокормушек», «Подари
мусору вторую жизнь», «Мы – эколята». Нужно понимать, что воспитать в
детях разумное отношение к ресурсам природы возможно, когда сами
родители обладают экологической культурой и воспринимают экологические
ценности как жизненно необходимые. Дети очень восприимчивы к тому, что
видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Поэтому
работа с родителями ведется в атмосфере сотрудничества и доверия.
В результате мы видим, что у детей активизируется познавательный
интерес к простейшим взаимосвязям в природе, ребята участвуют в сезонных
наблюдениях, соблюдают важные правила поведения в природе, проявляют
бережное отношение к воде. Семьи воспитанников имеют представление о
раздельном сборе, активно участвуют в акциях по вторичной переработке
мусора. Данные результаты позволяют говорить о формировании
экологической культуры младших дошкольников в рамках устойчивого
развития.
Организация систематических совместных мероприятий детского сада
и семьи в области экологического воспитания младших дошкольников также
считается значимым организационным условием экологического воспитания
детей. Анализ литературы позволил выделить несколько возможных
направлений совместной работы детского сада и семьи:
– пропаганда экологических знаний среди родителей – это
формирование экологического мировоззрения, практических навыков
природопользования, экологической культуры людей, которые воспитывают
маленьких детей и являются для них авторитетами;
– организация участия родителей в создании и поддержании
экологоразвивающей среды ДОО (создание коллекций природных
материалов, открыток, значков экологической направленности; подготовка
экспонатов для экологического музея; помощь в создании экологической
библиотеки и т. д.);
– включение родителей в эколого-педагогические мероприятия
(природоохранные акции, конкурсы, выставки рисунков, фотографий,
поделок, экскурсии, походы и т. д.).
Таким образом, экологическое воспитание младших дошкольников
является перспективной задачей дошкольного образования. Реализация
данной задачи становится возможной при создании в ДОО ряда
организационнопедагогических условий.