Группа Лучики
Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения и повышения экологической культуры людей.
В связи с тем, что экологическое образование обозначено в настоящее время как первостепенная государственная проблема, возникла необходимость создания системы непрерывного экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое образование - это новое направление дошкольной педагогики. Главная задача – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми - инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают равными правами и потребностями в приобщении к экологической культуре и труду, как и другие члены общества.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Оно формирует у детей с ОВЗ правильное отношение к окружающему миру, к людям, к природе и к самому себе, что становится стержнем нравственного воспитания ребенка.
Целью экологического образования воспитанников с ОВЗ является формирование основ экологической культуры, системы ценностных отношений к природе, развитие потребности бережного отношения к окружающему миру.
В процессе работы по экологическому образованию воспитанников педагог решает следующие задачи:
1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Обогащать представление детей о природе родного края, представителях растительного и животного мира.
3. Сформировать понимание необходимости сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.
4. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
5. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
6. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
7. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
В результате систематической работы по формированию у воспитанников экологической культуры можно спрогнозировать следующие результаты: у воспитанников пополнятся знания о мире природы, об объектах и явлениях живой и неживой природы; расширятся представления о природе родного края; сформируются элементарные правила поведения в природе; сформируется осознанность необходимости сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека. В ходе работы
воспитанники получат навыки и способы изучения природного мира. У них
будет развит познавательный интерес детей к природе и сформируется ответственность за свои поступки.
Для успешной реализации программ экологического воспитания дошкольников с ОВЗ необходимо следовать основным принципам:
1. Индивидуальный подход
При разработке программ экологического воспитания, при выборе методов и средств работы необходимо учитывать психофизиологические и психологические особенности и индивидуальные возможности развития каждого ребенка.
2. Игровая форма занятий.
Исходя из особенностей развития психических процессов детей с ОВЗ, все занятия нужно проводить в игровой форме, что повысит познавательный интерес и эмоциональную и творческую активность воспитанников.
3. Систематичность, последовательность и непрерывность в работе.
Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и должно подчиняться системе «от простого к сложному».
4. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры
Экологическое воспитание детей с ОВЗ должно охватывать все сферы и виды деятельности.
5. Коррекционная направленность экологического воспитания
Воспитательная работа должна быть направлена на формирование экологических знаний, и коррекцию имеющихся нарушения развития.
6. Связь с жизнью и практикой.
На занятиях воспитанникам с ОВЗ недостаточно только картинного и дидактического материала. Необходимо использовать реальные предметы окружающего мира, которые будут способствовать работе всех анализаторов: зрительного, слухового, вкусового и тактильного, что обеспечит более высокий уровень усвоения воспитанниками программного материала.
7. Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.
Одним из компонентов формирования экологической культуры, дошкольников является просветительская работа с их родителями привлечение родителей к совместной работе с целью гармонизации детско – родительских отношений.
Для воспитания экологической культуры у воспитанников необходимо ответственно подходить к выбору методов и форм работы с ними.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у воспитанников с ОВЗ необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с детьми
Наглядные методы: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, просмотр презентаций. Наблюдения развивают у детей с ОВЗ интерес к природе, формируют представления об особенностях окружающего мира.
Словесные методы: экологические занятия, беседы, рассказы педагога
чтение художественных произведений. Беседы с воспитанниками должны быть короткими, содержательными, интересными, разнообразными. Для воспитания гуманных чувств, нравственности экологической культуры рекомендуется использовать экологические сказки, инсценировки.
Игровые методы: дидактические и подвижные экологические игры, спортивные эстафеты и конкурсы, экологические развлечения и праздники.
Практические методы: участие в экологических трудовых акциях, выставках, конкурсах, изготовление наглядных пособий, эксперименты и опыты, экологические проекты. Труд создаёт особенные благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к природе. А творческие занятия являются эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики.
В работе активно привлекаются возможности современных информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют в игровой форме достигнуть нового качества знаний детей экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни детей с ОВЗ.
Таким образом, на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Источником этих знаний является педагог, который может, обладая необходимыми знаниями, дробиться высокого уровня сформированности экологической культуры у воспитанников.