Эльвира Довбак
Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Способствовать экологическому воспитанию дошкольников может музейная деятельность, т. к. музей по своему определению - это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов, документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. Музей, созданный при МКДОУ, имеет широкую направленность, экспозиция участвует в большинстве проектов, разрабатываемых в детском саду. Так, например, экспозиция сказочных героев является частью экологической тропы, поэтому целью моей работы в данном проекте было следующее.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством музейной деятельности,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
ЦЕЛЬ:
Способствовать формированию у детей бережного отношения к природе путём воздействия на эмоционально-чувственную основу.
ЗАДАЧИ:
- Пополнение эколого-развивающей среды.
- Формирование у детей этических представлений о добре и зле.
- Развитие речи, креативного мышления, наблюдательности.
- Воспитание заботливого отношения к живым существам
ПЛАН:
1)Создание нормативной базы (приказ, паспорт музея.)
2)Создание среды (ремонт помещения, оформление стен)
3)Создание экспозиции «Русская изба».
4)Создание экспозиции сказочных героев.
5)Выставка кукол – скаток.
6)Выставка картин местных художников-непрофессионалов.
7)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.
8)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).
9)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».
10)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.
Подготовительный этап.
Как только музей появился в детском саду, он сразу же завоевал симпатии детей, педагогов и родителей. Первоначально под музей была отведена комната в не отремонтированной части здания, объявлена собирательская работа, проведены мероприятия по сбору материалов, стационарный поиск. Т. к. эффективность работы была высокой, это способствовало появлению большого количества экспонатов; в основном это кухонная утварь, предметы домашнего обихода, репродукции картин, впоследствии все эти вещи стали основой экспозиции «Русская изба» и выставки народных промыслов.
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП.
При организации этих экспозиций я руководствовалась следующими принципами:
- принципом научности (на каждый предоставленный материал была предоставлена историческая справка). Так, например, в экспозиции «Русская изба» был представлен материал о видах крестьянских изб. Также я учитывала принцип наглядности и практичности, доступности, связи теории с практикой. Дети могли свободно передвигаться по музею, брать в руки и трогать любой предмет. Это вызвало бурный эмоциональный отклик, т. к. многие вещи уже давно вышли из употребления и забыты. Очень понравился старинный утюг на углях, свечной фонарь, ухват и др. Особенно хорошо в интерьере «Русской избы» воспринимались народные сказки. Поэтому следующим этапом работы была выставка героев народных сказок, которые были созданы вручную из бросового материала. Я поставила для себя следующие задачи:
1) Заинтересовать детей исконно- народными героями, старыми добрыми сказками, преданиями, легендами.
2)Способствовать формированию творческих и коммуникативных навыков, развитию речи, воспитывать эмпатию (умение сочувствовать, сопереживать) Для реализации этих задач мной была создана экспозиция сказочных героев при музее МДОУ, при создании экспозиции была предпринята попытка объединить понятия: кукла и сказка.
МЕТОДЫ:
1)Наглядный
2)Словесный
3)Познавательный
4)Практический
Так как мышление ребенка на ранних стадиях отличается образностью и конкретностью, он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и на их основе делает обобщения и выводы. Ребенку трудно вообразить таких героев, как Баба-Яга, Водяной, Леший, Кикимора, Русалка, поэтому они были созданы в виде кукол из природного и бросового материала, на основе детских рисунков и словесных представлений.
Поставленные задачи были выполнены, герои полюбились многим детям, возрос интерес к русским народным сказкам и природе, т. к. экспозиция является частью экологической тропы, дети с удовольствием приносили шишки, ракушки, симпатичные коряги, корни деревьев, выполняли задания Бабы –Яги, Русалки, Старичка-Лесовичка, все эти персонажи использовались в непосредственно-образовательной деятельности в качестве сюрпризных моментов. Мною были использованы следующие формы работы: наблюдение, экскурсии, где дети, педагоги и родители с удовольствием посещали экспозиции, беседы, семинары, участие в работе родительского клуба.
4. Следующей темой для реализации проекта стали куклы-скатки. Как-то в газете я увидела статью, в которой рассказывалось об изготовлении таких кукол, и я стала искать материал на эту тему. Целью работы было: Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус моторику рук.
Готовые куклы были внесены в группу. С детьми 2-й младшей группы было проводились НОД, которыми дети очень заинтересовались. Куклы вызвали много положительных эмоций. Отзывы детей: куколка мягкая, тёплая, добрая. Следует отметить, что куклы, созданные из природного материала понравились детям больше, чем современные пластмассовые.
Затем, в качестве обобщения работы под темой с педагогами детского сада был проведён мастер- класс по изготовлению куклы-закрутки, и как итог – выставка в музее. Вниманию родителей был представлен материал и опыт работы по данному проекту, которым они заинтересовались, а затем принимали активное участие в поиске информации.
Таким образом, экспозиция на тему «Русские народные куклы и герои сказок» была завершена и представлены в нашем музее в полном объёме.
Тема, которой посвящена новая экспозиция – «Всё вокруг живое. Дружи с природой». Эта выставка работ, выполненных разнообразными способами. Здесь
есть и вышивка, и работы, написанные маслом на холсте. Среди авторов этих работ нет профессиональных художников, мастеров. Но объединяет их одно – любовь к природе, ко всему живому, что нас окружает.
Так же в этой выставке были представлены мои авторские работы, созданные способом рисование гуашью по канве.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА:
1)Создание коллекции открыток с детской тематикой 50-60-70 гг.
2)Выставка народных костюмов национальностей нашего района (мари, удмуртов, русских, татар).
3)Создание и реализация мини проекта «История народного образования Малмыжского района».
4)Экспозиция иллюстраций сказки «Теремок» на детских площадках МКДОУ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Проект может использоваться дошкольными и школьными образовательными учреждениями, а также учреждениями дополнительного образования.
Отсутствие дополнительных помещений может являться риском при реализации данного проекта.
Таким образом, музей является средством экологического воспитания дошкольников и способствует гармоничному развитию личности в целом.