Венера Искандарова 28 апрель 1975г.
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Арский детский сад №10»
Экологическое воспитание дошкольников
Искандарова В. В.
Природа-это уникальная книга.
Её тираж - один экземпляр.
Только один!
И поэтому, читая её,
Нужно беречь каждую страницу!
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели скворца, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду.
Перед педагогами нашего дошкольного общеобразовательного учреждения Арский детский сад №10 стоит задача не только подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе и дальнейшей социальной адаптации, но и максимально использовать образовательное пространство учреждения для наиболее полноценного развития дошкольников.
В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. На мой взгляд, приоритетной должна быть задача воспитания гуманного отношения к природе.
Установление положительных, эмоционально окрашенных связей - вот основа экологической воспитанности.
За последние 4 года, коллективом и экологами детского сада создана целостная система экологического воспитания, через все виды детской деятельности, направленная на решение следующих задач:
- Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
- Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
- Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Хочется остановиться на двух условиях успешности экологического воспитания. Во-первых, практика показала важность интеrpации экологического воспитания с другими областями развития ребенка, иными. словами, экологизации воспитательно-образовательной работы.
Во-вторых, комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
Региональный компонент предполагает:
знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями / экскурсии, экологические прогулки, наблюдения/;
знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края;
знакомство с татарской культурой, обычаями, традициями / через выставочный зал, музей, тематические занятия /.
Программой детского сада определено содержание регионального компонента по всем возрастным группам. Ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями города и края. Разработаны занятия, наблюдения на природе: по городу, в парк, к памятнику Победы. В музыкальном зале проводятся тематические выставки: "Игрушек, поделок, картин" - сделанных руками родителей, бабушек, дедушек, и работ местных художников школы и города, передвижные выставки музея и другие. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологических праздников, развлечений.
Мною проработана природоохранная публикация «Зимушка зима!», «Наблюдение за ромашкой», проект «Красная Шапочка рассказывает о птицах!», представлены в республиканских конкурсах «ЭКОлидер» и «Человек и природа». Дошколята и их родители проявили инициативу и активность в посадке молодых деревьев на территории детского сада, в выращивании рассады для цветников. Апробирована такая форма работы как экологические прогулки. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада.
Все занятия начинаются с игровой мотивации. Сопереживая и помогая героям историй, путешествуя или отдыхая вместе с ними, дети незаметно для себя осваивают экологические знания и представления, у них расширяется общий кругозор, развивается мышление, внимание, память, восприятие, речь, формируются графические навыки.
• Для проведения занятий мною был изготовлен в достаточном количестве демонстрационный и раздаточный материал. Подборка книг, картинок, художественного материала, игрушек, игр, природного материала к своим занятиям и занятиям педагогов детского сада.
• Подборка материалов для сезонных папок, для уголков природы.
• Систематизировала картинный материал по ознакомлению с окружающим миром в папки копилки - учитывая природные зоны, места проживания животных, произрастания растений и человека, всего, что его окружает.
• Создание условий для проведения прогулок, экскурсий, выставок, консультаций, собраний, праздников и развлечений.
Как показывает опыт, такой способ работы с детьми даёт очень хорошие результаты в усвоении основных разделов экологии для малышей.
В каждом занятии предусматриваю обязательно время для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание каждой пятиминутки в каждом случае определяю самостоятельно, ориентируясь на состояние детей. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнение для глаз или упражнение на релаксацию.
В конце каждого занятия подвожу итог. Детям задают вопросы: Что нового вы сегодня узнали на занятии?. Чему вы сегодня научились? и т. п. Определяясь в форме проведения занятия, я ориентировалась на то, что наши дети не только очень любознательны, но подвижны, их внимание еще недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только яркие эмоциональные события и образы. Чтобы освоение новых знаний приносило детям радость, я провожу занятия с использованием игр, музыкального, компьютерного сопровождения. Это и настольные и словесные игры, о временах года, природных явлениях и многое другое.
Работа в направлении умственного развития постоянно дифференцируется и усложняется. Если целью начального этапа работы по формированию экологических навыков у детей - являлось умение разбудить у них элементарное любопытство по отношению к окружающему, то целью последующего этапа работы является каждодневная и изобретательная работа с ним по формированию любознательности, наблюдательности. В итоге кропотливой работы дети начинают спрашивать, интересоваться окружающим, задавать вопросы.
Перспективным направлением совершенствования процесса воспитательно-развивающего обучения детей средне-старшего дошкольного возраста на мой взгляд, является использование наглядного моделирования. Мои наблюдения подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
В течение года я постоянно обновляю и пополняю свою творческую лабораторию новыми методическими пособиями, готовлю различные дидактические игры для знакомства детей с окружающим миром, много печатных пособий по закреплению у детей названия животных и растений (оформлены в папки копилки, гербарии, наборы игрушек и картинок) а также для развития внимания, памяти и мышления.
Мною проводятся индивидуальные групповые и печатные консультации для родителей. Разъясняется необходимость регулярных занятий, показываю приёмы работы с детьми. Ежемесячно (2 раза в месяц) вывешиваю информационные тематические циклы, позволяющие нацелить родителей на необходимую предварительную работу, помогающую познакомить ребёнка с той или иной окружающей обстановкой в домашних условиях, даю подборку материала в папках - раскладушках по теме для повторения и закрепления с ребёнком в усвоенных в детском саду знаний.
Мною определен день консультаций для педагогов и родителей по интересующим их темам. Регулярно обновляю выставки для родителей, где размещаю информацию о роли экологического воспитания. Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья; тестирование, спортивно-экологические праздники.
Таким образом, считаю, что экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда детского сада, играет немаловажную роль в достижение поставленной цели - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни - это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям её красоты и неповторимости - залог нравственного здоровья.