Вероника Панова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать +Заказ
«Все мы пассажиры одного корабля
по имени Земля, и значит,
пересесть из него просто некуда»
Антуан де Сент – Экзюпери
«Человечество погибнет не от атомной бомбы или бесконечных воин, эпидемий. Оно похоронит себя под горами своих собственных отходов и мусора, - сказал Нильс Бор, лауреат нобелевской премии по физике.
Только от нас зависит, исполняться эти слова или нет. Ещё никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. С каждым днём всё больше загрязняется окружающая среда, исчезают различные виды уникальных животных и растений. Чтобы остановить варварское отношение к природе, нужно начинать воспитывать экологическую культуру с малых лет. Поэтому очень актуально сейчас экологическое воспитание дошкольников. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны. Научить детей любить природу и беречь её – главная задача воспитателя. Живого, эмоционального дошкольника природа привлекает своим разнообразием, красочностью, динамичностью. «Как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают всё действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление», правильно характеризовал маленьких детей Н. А. Добролюбов. Внимание ребёнка привлекает разнообразный мир животных от огромного слона до маленькой божьей коровки; всевозможные растения – от крохотной травки до исполинского дуба. Детей интересует и неживая природа: мироздание – небо, солнце, звёзды, луна, метереологические явления снег, дождь, облака, тучи, гроза; сезонные явления в природе – ледоход, отлёт птиц, листопад и др. С большим интересом дети наблюдают сельскохозяйственный труд на огороде, труд по уходу за домашними животными. Участие в сборе ягод, грибов, рыбной ловле – любимые развлечения детей. Моя задача, как воспитателя – поддержать и углубить интерес ребёнка к природе. Нахожу интересное и увлекательное в обычных на первый взгляд явлениях и на этом воспитываю более устойчивый интерес детей. Растения, птицы, находящиеся в ближайшем окружении детского сада, свои же домашние животные, смена времён года и другие явления – богатый источник для этого. Например наблюдали с детьми, как скворцы нашли в дупле дерево временное гнездо, как вывели в нём скворчат, как скворец – самец заботился о своём потомстве, принося в клювике корм. Наблюдение было длительное и очень интересовало детей. Дети проявляли не только любопытство, но и заботились о том, чтобы никто не беспокоил семейство (например кошка, громкие крики детей и др). Из всего многообразия окружающей природы отбираю более ценное и доступное пониманию детей и на этих предметах и явлениях сосредотачиваю их внимание. Привлекаю детей к активной деятельности: Уходу за животными и растениями, наблюдению за их ростом и развитием. Тогда дети очень рано начинают понимать необходимость внимательного и заботливого отношения ко всему живому, так как на своём опыте убеждаются в печальных последствиях своей небрежности ( например: дежурные забыли полить рассаду на огороде, и несколько кустиков завяли). Воспитываю в детях бережное отношение к природе: не ломать ветки деревьев, кустарники, не мять траву, не разорять птичьи гнёзда, не мучить животных. Воспитывая интерес к природе, учитываю индивидуальные особенности детей, их склонности. Одного ребёнка привлекаю собственным примером заботы о растениях и животных, другого увлекательным рассказом из жизни природы, третьего – интересным заданием: покормить животных.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Четвёртого – игрой с природным материалом ( например: гусеницу из каштанов, медведя из шишек и ёжика) и. т. п. Таким образом использую разнообразные приёмы, нахожу возможность вызвать интерес к природе у каждого ребёнка. Я как педагог поддерживаю и развиваю стремление ребёнка узнать и понять явления природы. Не следует торопиться отвечать на все вопросы детей, надо пробудить их собственную мысль, сообразительность, добиваться самостоятельного ответа и лишь в трудных случаях прийти ребёнку на помощь. Например ребёнок задаё т вопрос: «Почему в лесу бывает темно?». Я даю возможность ребёнку подумать и ответить самому. Детям младшего возраста даются более общие представления о незнакомых объектах и явлениях: «это птичка, это дерево, жук, бабочка» и. т. д. К более точным понятиям подвожу детей постепенно. Например сообщаю им названия отдельным цветущих растений (ромашка, колокольчик, одуванчик и. т. д, деревьев (ель, берёза, насекомых) бабочка – капустница, майский жук и. т. п. Старшие дети узнают уже о росте и развитии растений, животных, о приносимой ими пользе, вреде и. т. д.
«Чтобы образовать обширный и сильный ум, должно много наблюдать и думать» - говорил К. Ушинский.
Знакомлю детей с ближайшим природным окружением своей станицы, с природными богатствами края, воспитываю тем самым любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Учим детей понимать необходимость экономного расходования чистой воды, чистой бумаги, электричества, бережно – хозяйственного отношения к своему дому, предметом, изготовленным из дерева (игрушки, мебель, книги).
Экологическую культуру нужно прививать в семье. Дети копируют поведение своих родителей. Нельзя научить ребёнка тому, что сами родители не соблюдают. Работая с родителями детей, я предлагаю им рассматривать и читать детям иллюстрированные энциклопедии, кинофильмы о животных и растениях, из которых дети будут узнавать о жизни животных и растений на суше и в воде, о красотах природы в разных частях земли. Такая работа не только обогащает знания детей о природе, но и воспитывает в них чувство прекрасного. Рекомендую родителям почаще читать своему ребёнку добрые рассказы о природе таких авторов, как В. Бианки, Б. Заходер, Н. Сладков, М. Пришвин, К. Ушинский. После чтения побеседовать с ребёнком о проблемах прочитанного. Советую родителям никогда не проходить равнодушно мимо попавших в беду животных и растений. Если дома есть животные, то нужно привлекать и поощрять участие ребёнка в уходе за ними. Семейные прогулки в парк, на луг, поле, помогают родителям и детям познакомиться, с представителями местной фауны и флоры. Во время таких прогулок родители учат ребёнка видеть красоту окружающего мира. Консультирую родителей о том, чтобы как закрепить у детей правила поведения на природе. Привлекаю родителей к участию в проведении праздников: «Здравствуй осень», «Масленица», «Волшебница зима».
Формирование интереса детей дошкольного возраста к природе является одной из самых важных проблем. Экологическое воспитание невозможно без воспитания интереса к природе. Основные методы воспитания интереса к природе в детском саду это познание живой и неживой природы через наблюдение, экскурсии, эксперименты.
Методом экологического воспитания являются игры природоведческого характера (дидактические, подвижные, творческие). Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, обогащают словарь, например: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Когда это бывает». Настольно – печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», парные картинки и другие игры использую с небольшим количеством детей. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воздухе, в воде, на земле», «Нужно – не нужно» используется для обобщения и закрепления знаний.
Игры–занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин», используются в младшей группе, а в старшей группе как часть занятия.
Использую загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам). Игры «Султанчики», «Разноцветные ленточки», очень нравятся детям. Через эти игры дети учатся определять силу и направление ветра. На прогулках организовываю игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для этих игр используется оборудование: ящик с песком, совочки, формочки, печатки. На прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Воспитывая у детей интерес к природе, я как воспитатель учитываю их индивидуальные особенности и склонности. Одного ребёнка привлекаю собственным примером заботы о растениях и животных, другого – увлекательным рассказом из жизни природы, третьего – интересным заданием: покормить животным, собрать букет красивых цветов, четвёртого - игрой с природным материалом и тп. Так, используя разнообразные приёмы, нахожу возможность проявить интерес к природе у каждого ребёнка. Поддерживаю и развиваю стремление ребёнка узнать и понять явления природы. Это обязывает меня внимательно наблюдать за детьми, присматриваться к тому, что их интересует в природе, прислушиваться к детским вопросам и в доступной форме удовлетворять их. Помогая ребёнку применять свои знания и умения, надо учить их мыслить самостоятельно и лишь в трудных случаях прийти ребёнку на помощь.
Нужно присматривать к деятельности ребёнка, к играм, выражающим его отношение к природе и уметь видеть и направлять его активный интерес к окружающему миру. Летом экологическое воспитание становиться увлекательным приключением. Экскурсии в парк, к морю, помогают детям ближе познакомиться с представителями местной фауны и флоры. Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и птицами на участке. На участке сада вывешиваем кормушки. Каждый день дети проверяют их и досыпают зёрна для птиц. Так простыми способами я учу детей любить природу.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, обижать животных.
Ознакомление детей с природой происходит с регулярной практической деятельностью детей, их трудом. Например дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Наблюдение природы отмечаем в календаре природы. В процессе заполнения календаря, учу детей находить клеточки, обозначать значками и рисунками явления природы, которые дети наблюдали. В уголке природы есть разнообразные комнатные растения. Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: какое растение нужно полить, взрыхлить землю, протереть листья.
Дошкольники очень любознательны, любят экспериментирование. Организую опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и др.
Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. Опыты проводятся в старших группах, в средней группе использую отдельные поисковые действия. Экспериментируя, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям и умозаключениям.
Работа по экологическому воспитанию приносит положительные результаты. В своих рисунках, рассказах дети проявляют интерес и заботу к живой природе.
Видя результаты своего труда, дети очень гордиться своими успехами
В детском саду экологическому воспитанию детей уделяется большое внимание. Цель экологического воспитания дошкольников – это экологическое образование, то есть формирование ответственности за чистоту родного края, нетерпимости к проявлению невежества по отношению к природе.
Элементарные знания о природе, о явлениях живой и неживой природы дети получают на занятиях. Занятия планируются подчинённо сезонному принципу. В каждом сезоне дети накапливают опыт повседневной деятельности (видят явления природы, отмечают их в календаре природы, одеваются по погоде на прогулку, играют). Важно создать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. В нашей группе создана развивающая среда экологической направленности, где дети самостоятельно познают окружающий мир, наблюдают за объектами живой и не живой природы. В своей работе использую различные формы и методы. Это циклы наблюдений за растениями в уголке природе и на участке, целевые прогулки, экскурсии в разное время года, игры. Например такие игры: «Вершки и корешки», закрепляю знания о строении и употреблении в пищу овощей, «Цветы», закрепляю знания о садовых растениях, игра «Лесник», закрепляю знания детей о поведении в лесу.
Игра «Что растёт в родном краю», закрепляю знания о растениях родного края и др. игры. Игры интересны детям, кроме того они заставляют детей думать, сопоставлять, сравнивать.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Систематичность и последовательность тематических бесед, наблюдений позволяет развивать у детей способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. У детей формируется желания созидать, а не разрушать.
«Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птицы – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!».