Юлия Алешкина
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства, период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание дошкольников».
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет.
Воспитание дошкольника должно рассматриваться как начальный этап работы с детьми в области экологического воспитания и образования, и представлять собой воспитательно-образовательный курс, направленный, в первую очередь, на формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса для последующего получения им теоретических знаний в области экологии.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей, особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Можно выделить основные задачи экологического развития детей :
1. Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
2. Развитие понимания и взаимосвязей в природе и места человека в них;
3. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
5. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
6. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать и т. д.). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. («кружатся листья», «падают снежинки», «ходит котик» и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных объектов и явлений переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы, модели.
Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы, но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности — это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
— объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
— окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется
Важный метод экологического воспитания — слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа — четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому перед педагогом и родителями встает трудная задача построить занятия таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство, а с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний.
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Как известно, эффективное обучение может происходить только тогда, когда у ребят сформирована высокая мотивация к познанию нового материала. Невозможно предположить, что у ребенка стихийно сложится высокий уровень интереса к познанию природы. Для того, чтобы из детей выросли граждане, любящие и понимающие природу и все, что с ней связано, необходимо мотивировать детей еще с раннего детства - в семье, затем в дошкольных учреждениях, в школах и т. д.
Чтобы экологическое воспитание и образование не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности.
Использование комнатных растений для развития интереса к познанию природы.
В дошкольном возрасте дети открыты навстречу всему новому. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность. Не сразу, постепенно ведущим видом деятельности становится для них работа ярко выраженного социального значения – общественно-полезный труд, одним из видов которого может стать выращивание комнатных растений для озеленения детского сада.
Комнатные растения в учебном – воспитательном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в детском саду. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на познавательных занятиях живых растений.
Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к практической деятельности.
Специальный подбор комнатных растений, привлечение к их выращиванию у ребят могут стать серьезным подспорьем в развитии познавательного интереса, в экологическом воспитании, особенно таких его важных качеств, как личная заинтересованность и осознанная ответственность. Кроме того, это поможет воспитать такие качества, как трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность.
Растения в группе или дома не только украшают интерьер, делают его теплее и уютнее, особенно в нашей климатической зоне, когда снег ложится в конце октября, а сходит только в конце апреля – начале мая.
Помимо эстетической и гигиенической функций, правильно подобранные и грамотно размещенные растения могут послужить в полном смысле «живыми» учебными пособиями.
Например, сезонные изменения в природе можно изучать не только на примере растущих на улице листопадных деревьев, кустарников, трав и пр. Очень интересным может оказаться наблюдение за ростом и развитием алоэ древовидного, которое начинается осенью, т. к. это растение из южного полушария. Еще одно растение южного полушария – зигокактус усеченный, цветущий в конце осени-начале зимы, также иллюстрирует сезонные изменения в природе – но противоположного нашему полушария.
Таким образом, мы приходим к выводу, что использование комнатных растений при изучении различных тем, не только может сделать процесс обучения и воспитания более наглядным, конкретным и образным, но и помогает выработать у детей чувство ответственности, личной сопричастности к маленьким кусочкам живой природы, которые они взяли под свою опеку, развивать познавательный интерес к природе.
Прогулки и экскурсии, проводимые с целью развития познавательного интереса.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. На прогулках знакомим воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, организуем разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Сколько радости детям приносит просто общение с живой елочкой. Экскурсии дают возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных явлениях, здесь закладываются любовь к нашей русской природе.
Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несет огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять.
В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. Это хорошее время для наблюдения за поведением птиц, их питанием.
В зимнее – весенний период еженедельно проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных ветках в возе с водой. Организуется посадка лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развития в разных условиях: (ставим эксперименты)
Например:
Лук растет с водой, без воды, со светом, без света.
Одновременно зеленый лук является хорошим витамином подспорьем для детского организма в зимнее время.
В весенний период в уголках природы производится посев овощных и цветочных культур. В процессе этой работы дети получают и закрепляют элементарные знания об экологии растения, у них закладывается понимание связи роста и развития семян в условиях окружающей среды.
Для формирования интереса познания природы широко используются трудовые поручения, действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными, так же используем загадки, рассказываем стихотворения, интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением. Мы стараемся сформулировать и освоить с детьми правила поведения в природе, закрепив их практическими делами. Предлагаем некоторые рекомендации, которые нами используются при организации экскурсий в лес, или парк.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширится, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
На современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам творчески подходить к решению данной проблемы.