Елена Новикова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и начинать его нужно с прихода детей в младшую группу.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Под экологическим воспитанием нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности : доброты, отношение к природе и к людям, которые живут рядом Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и всё что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Из – за отсутствия знаний они за частую не могут выбрать правильную линию поведения. Воспитательную работу для детей необходимо сделать незаметной и привлекательной. Задачи воспитания осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения и поведения друг с другом и с природой.
Воспитывая детей, мы педагоги берем на себя ответственность перед будущим человечества. Закладываем у своих малышей отношения к природе частью, которой мы все являемся и к миру, в котором мы живём.
Экологическое воспитание – это формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Перед воспитателями стоят такие задачи :
- Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.
- Формировать представление о том, что человек - часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её.
- Знакомство с опасностями в природе и способами их преодоления.
- Расширение представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к природе, стремления сохранить и оберегать природный мир.
Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Взрослый является носителем экологической культуры.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы, совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.
Ребёнок полноценный участник образовательных отношений.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накопление конкретных, чувственных представлений об объектах и явлениях природы, окружающих малышей входящий в их круг жизни деятельности.
Дети трёх - четырёх лет должны научиться различать и правильно называть объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, познакомиться с их главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и. т. п.); получить первоначальные представления о возможном взаимодействии с ними.
Организованная деятельность.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить. Что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам.
Экскурсия.
Прогулки и экскурсии имеют большое воспитательно - образовательное значение, они непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всех их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о растениях и животных в среде их обитания, о сезонных явлениях, о труде человека, который преобразовывает природу.
Труд в природе
В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.
Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.
В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменения среды закономерно влечёт за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируется устойчивый интерес к труду, трудолюбие.
В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строение, потребностях.
Наблюдения.
Организуя наблюдения с детьми в групповой комнате, воспитатель знакомит детей с таинственным миром комнатной флоры. Растения статичны и, на неопытный взгляд детей, безжизненный. Задача воспитателя показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в помещении. Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение, на которое хочется смотреть и наблюдать, не отрывая взгляда.
Надо учить детей с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями, дети учатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форма жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой водой или с добавлением удобрений.
Только наблюдая, дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Учится отличать здоровое и сильное растение от слабого и хилого. Делает вывод, что красота: спутник здоровья. В мире растений эта связь проявляется особенно отчетливо. Таким образом, наблюдая за комнатными растениями, ребенок учится понимать их состояние, а потом будет им "сочувствовать" и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. В это время одновременно решаются задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Экспериментальный центр.
Познавательно - Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, которых их окружает.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В возрасте "почемучек" дети задумываются о таких физических явлений, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Игры.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры с природным материалом. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей живой интерес, желание играть. При этом закрепляют знания детей об окружающей их природной среде, познавательные интересы, и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Экологический центр.
В решение задач по экологическому воспитанию поможет уголок природы в группе, где содержатся комнатные растения. Ежедневно дети наблюдают, ухаживают за растениями и получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут растения, какие условия им нужно создавать. Живой уголок природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим.
Экологическое воспитание младшего дошкольного возраста построена на персонажей известных русских народных сказок, которые знакомы детям и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают "сказочно - игрушечные" представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Поэтому воспитатель сам должен четко различать, где сказка, а где правды, и правильно отражать это в речи - не злоупотреблять уменьшительно - ласкательными формами, когда речь идет о природе.
Сотрудничество с семьёй
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из родителей сами стремятся к сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирования у ребенка основ экологического мировоззрения. Семья занимает важное место в экологическом воспитании детей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. За частую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание должно проходить в тесном взаимодействии родителей и ребёнка. Именно поэтому прежде, чем начать экологическую работу с детьми, необходимо проинформировать родителей:
- провести родительское собрание "Экология в семье"
- оформление папки - передвижки по теме " Экологическое воспитание детей младшего возраста"
- предложить родителям сходить на экскурсию в парк (лес, собрать природный материал вместе с детьми.
- организовать выставку работ "Что нам осень подарила?" (из природного материала).
- предложить родителям почитать художественную литературу экологического содержания.
Так, при содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе.
Отношение проявлять в интересе детей к окружающему миру, желание наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности - это результат образовательной деятельности, присущим дошкольникам.