Веревкина Кристина Гивиевна
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье раскрываются понятия «экологическое воспитание», «экологическая культура личности», а также особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста с помощью использования в образовательно-воспитательном процессе дидактических игр.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2023
Ключевые слова: дошкольный возраст, дидактическая игра, экологическое воспитание, экологическая культура.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста оказывает непосредственное влияние на развитие современного общества. Являясь важным направлением педагогики, экологическое воспитание в условиях дошкольном образовательном учреждении ставит перед собой задачу формирования у воспитанников осознанного и разумного отношения к объектам и явлениям окружающей их мира природы, предусмотрительного отношения ко всему живому.
Анализируя исследования современных ученых в области взаимодействия человеческого общества с природой, отметим, что целью экологического воспитания дошкольников является организация целенаправленного систематизированного процесса, в результате которого формируется экологически воспитанная личность (Г. А. Горбунова, Н. Н. Мазильникова, С. Н. Николаева) [3; 4; 6].
С. Н. Николаева в своих трудах подчеркивает, что формирование экологических основ в режиме дня детского сада характеризуется тем, что у детей к концу дошкольного возраста в норме формируются :
- экологическое мировоззрение;
- правильное поведение в природе;
- позитивное и заботливое отношение к природе [5].
Н. Н. Мазильникова отмечает, что экологическое воспитание представляет собой процесс ознакомления дошкольников с объектами и явлениями природного мира, в котором поведение воспитанников детского сада опирается на базисные идеи и понятия науки экологии [3].
Таким образом, подчеркивает Н. Н. Мазильникова, результативность экологического воспитания воспитанников детского сада оценивается уровнем сформированности экологической культуры личности ребенка [4].
Н. Л. Глазырина считает, что экологическая культура характеризуется совокупностью разнообразных форм человеческой деятельности, находящих свое отражение в экологическом мышлении [2].
В результате чего, отмечает Н. К. Андриенко, возникает необходимость организации процесса воспитания экологической культуры в период дошкольного детства. Ведь именно на этом возрастном этапе у ребенка закладывается экологическое мировоззрение, он начинает ощущать окружающий мир и эмоционально реагировать на все происходящее вокруг него [1].
Н. К. Андриенко отмечает, что наиболее интересной формой экологического воспитания дошкольников является дидактическая игра [1].
Благодаря дидактическим играм на экологическую тематику у воспитанников детского сада происходит развитие способностей к планированию свей деятельности, распределению действий относительно времени и участниками игры, оценке результатов игровой деятельности.
С. Н. Николаева отводит особое место подготовке к экологическим дидактическим играм в детском саду и рекомендует педагогам детского сада заранее:
- продумывать наглядный материал;
- придумывать сюрпризные моменты;
- подготовить музыкальное и мультимедийное сопровождение и т. п. [5]
Г. А. Горбунова считает, что на сегодняшний день актуальность использования экологических дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений обусловлена психологическими и методическими трудностями организации дистанционного обучения дошкольников в условиях вынужденной самоизоляции [3].
В сложившейся ситуации деятельность всех педагогов относительно экологического воспитания детей дошкольного возраста переформатировалась, изменились основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим (режим онлайн).
Работа в дистанционном режиме относительно воспитания экологической культуры дошкольников посредством использования потенциала дидактических игр стала для воспитателей новым форматом.
Г. А. Горбунова рекомендует педагогам использовать следующие интерактивные дидактические игры по формированию экологической культуры у дошкольников в онлайн формате :
1. «Проверь себя».
2. «Домашние и дикие животные».
3. «Помоги детенышам найти своих родителей».
4. «Съедобные-несъедобные».
5. «Что это за птица?» [3].
Данные интерактивные дидактические игры способствует приобретению новых знаний дошкольниками о природе, закреплению материала на занятиях по формированию целостной картины мира.
Участие родителей в процессе дидактической игры в онлайн формате, по мнению Г. А. Горбуновой, обязательное условие в силу возрастных особенностей детей [4].
Интерактивные дидактические игры интересны дошкольникам, привлекают их внимание цветовым решением, движением объектов, развивают у них восприятие информации на слух.
Н. Л. Глазырина подчеркивает, что потенциал дидактических игр особенно важно использовать при подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Автор отмечает, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятен и особенно чувствителен для развития всех познавательных процессов [2].
В связи с этим, Н. Л. Глазырина рекомендует педагогам старших и подготовительных дошкольных групп детского сада использовать дидактические игры экологического содержания, направленные на активизацию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения воспитанников : «Ходят капельки по кругу», «Береги природу», «Живое-неживое» и т. п. [2]
Дидактические игры экологического содержания, по мнению А. М. Федотовой, оказывают познавательное воздействие на всестороннее развитие старших дошкольников, помогают им осознать уникальность объектов и явлений природы, познать целостность каждого организма и экосистемы в целом [7].
В ходе проведения дидактических игр на экологическую тематику у старших дошкольников формируется свое мнение об окружающим мире, воспитывается бережное отношение к природе и правильное поведение в ней.
Исходя из вышеизложенного отметим, что экологическое воспитание воспитанников дошкольных образовательных учреждений представляет собой формирование особого мировоззрения и экологической культуры.
Использование потенциала дидактических игр экологического содержания благотворно влияет на процесс воспитания экологической культуры и сознательности дошкольников, помогает им разобраться во взаимоотношениях человека и природы, развить стремление беречь все живое на нашей планете.
Список литературы
1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 10-12.
2. Глазырина Н. Л. Дидактические игры по развитию экологической культуры дошкольников и младших школьников «Польза и вред природе от труда людей в разное время года» // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 2. – С. 11-16.
3. Горбунова Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 6. – С. 10-16.
4. Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
5. Николаева С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17-21.
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
7. Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.