Наталья Сысоева
Экологическое воспитание по программе «Здравствуй, мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание- это новое направление дошкольной педагогики,которое отличается от традиционного- ознакомления детей с природой. Одна из характернейших и ярких черт дошкольников- любознательность. Дети постоянно задают вопросы и ихотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то,что их интересует,их любознательность проподает. Поэтому очень важно с самых первых шагов ребенка в детском саду научить его целостному взгляду на мир дать представить пусть неполную, но целостную картину мира. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выроботке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем,что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных задач - главный способ осмысления мира. Цели программы "Здравствуй,мир!"Авторы программыА. А. Вахрушев,Е. Е. Кочемасова,Ю. А. Акимова,И. К. Белова Первая цель-знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Публикация «Экологическое воспитание по программе „Здравствуй, мир!“» размещена в разделах
Вторая цель- обеспечить развитие дошкольников.
Третья цель- знакомство с родным языком.
ЗАДАЧИ:
-Уточнение,систематизатия и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях родного края.
-Формирование представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса.
-Формирование знаний о жизненно необходимых условиях человека,животных и растений.
-Расширение преставлений о многообразии растительного и животного мира разных климатических зон.
-Формирование представлений о том,что человек-часть природы, что он должен беречь,охранять и защищать ее.
-Развитие интереса, любознательности и познавательной мотивации по отношению к окружающему миру.
-Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности
-Развитие воображения и творческой активности.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В онове занятия лежит игра,так как для детей этого возраста игра-ведущая форма деятельности,наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов,рисование. лепка. аппликация,конструирование. Впроцессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.
Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов-это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы,побуждающие фантазию и творчество детей,воспитатель незаметно руководит творчеством ребенка,застовляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Онако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудизаписей и отрывков из художественных произведений,рассматривание репродукций и иллюстраций,что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника. Важный принцип проведения занятия -принцип минимакса. Каждый дошкольник на занятиях может узнать все,что его интересует. но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позваляет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в прцессе занятий ориентироваться на уровень развития ребенка: с одной стороны,вопросы должны формировать зону ближайшегоразвития ребенка,с другой- соответствовать его уровню развития. Не следует давать сложных вопросов,вопросы должны быть посильны. Одно занятие в неделю недостаточнодля ознакомления детей с природными явлениями,и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду,а также дома с родителями,которые становятся не сторонними наблюдателями. а полноценными участнниками учебного процесса,что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.
Занятия должны состоять из следующих этапов:
1)Актуализация имеющихсяу детей знаний. Воспитатель задает проблемный вопрос и выслушивае ответы детей. На основании хода размышлений детей. воспитатель оценивает их знания.
2)Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы (вопросы-ловушки, воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы,а не рассказываются в готовом виде воспитателем.
3)Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему,дети под руководством воспитателя вовлекаются в имитационную игру,разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.
В конце занятия подводится итог,на котором дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают,что они узнали нового.
На современном этапе следует использовать разнообразные методы и средства для развития позновательной и иследовательской активности детей в процессе общения с природой. Знания,которые могут запомнить и понять дош кольник,не являются непосредствееой целью обучения. а служит его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. Авот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут,так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам в школе.