Марина Трушкина
«Защитники природы!» Конспект экологического путешествия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по экологии :
Экологическое путешествие «Защитники Природы!»
в старшей группе компенсирующей направленности
Пояснительная записка
к конспекту ООД «Защитники Природы!» М. А. Трушкиной, воспитателя старшей группы компенсирующей направленности детей С ОНР.
Публикация «„Защитники природы!“ Конспект экологического путешествия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Методическая разработка по познавательному развитию представлена в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» и имеет экологическую направленность.
Конспект ООД по экологии «Защитники природы!» разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (5 – 6 лет, в соответствии требованиями ФГОС ДО, Адаптированной основной образовательной программой МКДОУ № 15, на основе примерного перспективного планирования, с учётом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОНР под редакцией Нищевой Н. В.
Форма проведения ООД: путешествие – соревнование двух команд, продолжительностью 25 минут.
Для разработки ООД я использовала следующие методические пособия:
1. О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!"
2. Н. В. Нищева "Подвижные игры,упражнения,физкультминутки"
Интернет ресурсы:
Ссылки
https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekty-zanjatii-po-yekologi-v-starshei-grupe-detskogo-sada.html
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/realizatsiya-integrirovannogo-podkhoda-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolnikov.html
Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для формирования познавательной активности. Уточнить, расширить и систематизировать целостное представление о живой и неживой природе.
2. Способствовать развитию связанной речи и обогащению активный словарь. Активизировать внимание, память. Побуждать анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
3. Совершенствовать умение работать в команде, соблюдать правила игры. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие"
Материалы и оборудование: мультимедййный проектор,ноутбук,презентация,альбомные листы,карандаши,наглядный материал, аудиозапись звуков природы (шум моря,гудок корабля,голоса птиц).
Методы и приемы: игровые,наглядные,словесные, практические.
Подготовительная работа: расширение словарного запаса.
Бухта - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши (выступами берегов, скалами и близлежащими островами) и защищённая ими от волн и ветра.
Мыс - участок суши, выдающийся острым углом в море, озеро, реку.
Остров - участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море или реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива.
Причал - специально оборудованное место у берега для швартовки судна или лодок с целью грузовых, пассажирских, ремонтных и прочих операций, а также с целью безопасного от непогоды ожидания.
Пристань - специально оборудованное место причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации.
Ход ООД
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня утром нам пришло письмо от нашей планеты Земля. Она приглашает нас в путешествие по своим бескрайним просторам. Мы будем рады совершить вместе экологическое путешествие. Правда,ребята?
Все люди, живущие на Земле – экипаж корабля «Природа». Чем больше мы будем заботиться о нашем корабле, тем дольше продлится наше увлекательное путешествие.
Путешествие будет непростым, мы проведем соревнование двух экипажей.
Давайте поприветствуем участников этих экипажей.
Экипажи готовы к соревнованиям!
Судьями наших соревнований будут…
Представление членов жюри.
За победу в каждом из конкурсов экипажи будут получать спасательные круги. В конце путешествия мы подсчитаем количество спасательных кругов и определим победителей.
Приветствие команд.
Команда «Родничок»
Правило есть славное:
Вода в жизни - главное!
За чистоту ручьев и рек,
Чтобы здоровым был человек!
Команда «Лучики»
Сколько у солнышка
Ярких лучей,
Столько у нас и затей
И идей.
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Остановка № 1. Бухта «Чистые воды»
Сейчас каждому экипажу по очереди будут загаданы загадки о водоемах и воде в природе. Если экипаж не справляется, возможность дать ответ переходит соперникам. Побеждает экипаж давший большее количество правильных ответов.
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде.
(Волны)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
(Речка)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Кругом вода, а с питьём беда.
(Море)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море.
(Река)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой?
(Ручей)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды —
В нём всё отражается.
Как это зеркало называется?
(Пруд, озеро)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нет опоры для ноги.
(Болото)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(Лужа)
- Как мы можем сохранить водные ресурсы нашей планеты?
Подведение итогов.
Остановка № 2. Мыс «Зоологический».
Игра «Четвертый лишний».
Задача участников из четырех животных выбрать лишнее и объяснить свой выбор.
- Каким образом мы можем помочь в сохранении животного мира планеты Земля?
Подведение итогов.
Остановка № 3. Остров «Птичьих голосов».
«Узнай птиц по голосу»
Дети слушают запись пения птиц в лесу и определяют название птицы (аудиозапись).
Подведение итогов.
Физкультминутка:
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
Остановка № 4. Причал «Редкий».
Назвать как можно больше животных,птиц и растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Рассказ о некоторых из них, занесенных в Красную книгу Краснодарского края.
Остановка № 5. Поляна «Экологических знаков».
Задача участников определить название экологического знака.
А теперь членам экипажей необходимо самим придумать и нарисовать знаки по названию.
"Не слушай громкую музыку на природе. "
"Не топчи ядовитые грибы. "
Давайте послушаем стихотворение о правилах поведения в лесу.
Лесные правила
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг!
Тебе – спасибо!»
Пока члены жюри подводят итоги всего путешествия, и определяет победителей, я предлагаю немного поиграть.
«Узнай по объявлениям»
Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)
Развивать логическое мышление.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?
4. Помогу всем, у кого сломался будильник?
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
6. Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно отращиваю новый!
9. Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.
10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.
11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству.
Рефлексия: Ребята,а вам понравилось наше путешествие?
Где мы с вами сегодня побывали?Что вы узнали нового, чему научились?
Кому мы помогли? Вы хотите быть защитниками природы?
Воспитатель:Планета Земля в знак благодарности дарит вам экологическую игру.
Подведение итогов всего путешествия. Награждение команд.