Юлия Васильевна Кармакова
Итоговое мероприятие экологического проекта с элементами исследования «Новая жизнь старых вещей» для учащихся 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта «Вторая жизнь старых вещей»
Авторы проекта ученики 4 класса МОУ «Правохеттинская СОШ»
Руководитель Кармакова Юлия Васильевна
Исполнители проекта ученики 4 класса МОУ «Правохеттинская СОШ»
Тип проекта творческий с элементами исследования.
Актуальность проекта
Публикация «Итоговое мероприятие экологического проекта с элементами исследования „Новая жизнь старых вещей“ для учащихся 4 класса» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Актуальность данного проекта проявляется в экономном и бережном отношении к ресурсам, многие из которых не возобновляются. Ведь вторичное использование бытовых отходов позволит значительно уменьшить площади городских свалок. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых старых вещей, а для этого им надо дать новую жизнь.
Гипотеза: если ненужные старые вещи загрязняют окружающую среду, то можно использовать их вторично в виде полезных для дома вещей.
Цель: улучшение экологической ситуации в посёлке Правохеттинском; изменение отношения к старым вещам, нахождение им применение после первичного использования.
Задачи:
овладеть элементами исследовательского метода;
узнать, как перерабатывают бытовой мусор;
научиться находить применение вещам после их первичного использования, изготовить из них полезные и красивые вещи;
поделиться своими знаниями с одноклассниками;
показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды;
Методы:
Поисковый, справочно-информационный, творческий поиск
Ожидаемый результат
Приобщение к здоровому образу жизни, как важной составляющей экологической культуры. Проявление гуманных чувств к природе и ко всему живому. Развитие познавательной и творческой активности. Обучение навыкам декоративно – прикладного творчества. Изготовление различных поделок из старых вещей. Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
Сроки реализации проекта
октябрь – декабрь 2017 года
Этапы реализации проекта
I. Информационный
II. Основной
III. Обобщающий
На предыдущих занятиях мы работали над проектом «Вторая жизнь старых вещей». Сегодня подводим итоги.
Выступление учеников:
- 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности нашей страны.
- Наша малая Родина – посёлок Правохеттинский. Мы здесь родились и живём. Нас окружают бескрайние леса, которых живут звери и птицы. Все они, так же, как и мы, нуждаются в чистом воздухе, воде и земле.
- Представьте себе землю, лишённую травы и цветов, лес из чёрных стволов, без листьев, без птиц, без единого звука. Страшная картина! А ведь это может произойти с нашей любимой планетой совсем скоро!
- Для того, чтобы этого не случилось, мы поставили перед собой цель: улучшение экологической ситуации в посёлке Правохеттинском; изменение отношения к старым вещам, нахождение им применение после первичного использования.
Также мы выдвинули гипотезу: если ненужные старые вещи загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично в виде полезных для дома вещей.
- Для достижения этой цели и доказательства нашей гипотезы мы изучили справочную литературу, подготовили задания для викторины, изготовили знаки-памятки о правилах поведения в лесу. из старых, отслуживших своё вещей, сделали своими руками полезные и нужные предметы для класса, а также на занятиях в театральной студии подготовили экологический спектакль, фрагмент которого предлагаем вам посмотреть.
(Слайд 2)Действие 1.
Явление1 (Лесная поляна, мальчик и девочка идут по дорожке, разговаривают
Никита: Вероника, как здесь хорошо, в лесном краю. Пойдем, поздороваемся с природой.
Вероника: А разве она живая?
Никита: Конечно.
Вероника: Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?
Никита: Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.
Вероника: А что наблюдать?
Никита: Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.
Вероника: А что это за наука?
Никита: Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.
Вероника: Как интересно!
Никита: Давай возьмем удочку! (идут)
Вероника: Как красиво!
Никита: А вот и речка! Давай рыбу половим.
Явление 2. (Закидывает удочку, 1-й раз – вытаскивает башмак, 2-й раз – банку, 3-й раз – Бабу-Ягу в старом разноцветном платье)
Баба-Яга: Была речка чистая, называлась Прозрачной, да стала грязной – разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают, а потом грязную опять в речку спускают.
Вероника (спрятавшись за Никиту) : Бабушка, а Вы кто?
Баба-Яга: Безобразие! Ты что, девочка, сказок не читала? Я – Баба-Яга! А теперь из-за людей, испортивших речку, я – Разноцветная Баба-Яга! Постирала в этой воде платье, видите, на кого я стала похожа. А речка потихоньку погибает. Ее живая вода становится «мертвой» - ни попить, ни искупаться. Мой знакомый Водяной уже убежал из такой. Эх, вы, люди-кочерыжки!
Никита: Но не все же люди плохо относятся к природе!
Баба-Яга: А вы, я вижу, люди ничего. Пойдемте ко мне в гости, в избушку на курьих ножках. Лес – мой до, я берегу его.
Вероника: Я боюсь, Никита. А вдруг она нас съест?
Никита: Не может быть. Я думаю, что современная Баба-Яга – вегетарианка. Правильно, бабуля?
Баба-Яга: А мальчонка-то сообразительный. Пойдемте, не обижу. (Достает из узелка блюдечко и яблоко). Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам мой лес! (Обращаясь к ребятам) Смотрите! (Лес, деревья, цветы)
Действие 2. Явление1. Лес, деревья, цветы.
Лесная Фея:
Я – Фея утренней зари.
Лишь солнце небо озарит –
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там.
Берендей:
Солнца луч блеснул в листве,
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживились лес и луг.
Фея:
Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки –
Ожил весь лесной народ,
Все танцует и поет.
Явление 2. (Раздается громкая музыка. Вваливаются туристы.)
1-й турист:
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес – рукой подать!
2-й турист:
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он все вместит!
3-й турист:
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4-й турист:
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
1-й турист: (Слайд 3)
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки! (Слайд 4)
(Включают громкую музыку, танцуют, бросают мусор. Появляются Фея и Берендей)
Явление 3. Появляется берендей, стучит палкой
Берендей:
Что за шум в лесу моем?
Кто здесь все переломал,
Разбросал и ободрал?
Фея:
Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны…
Берендей:
За такое поведение
Вас судить – мое решение!
4-й турист:
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Берендей: А, ну-ка, лесные жители, научим горе - туристов, как нужно вести себя в лесу. Познакомим их с нашими правилами.
Явление 4. Появляются Заяц, белка, Ёжик.
Ежик:
Мой друг, когда ты входишь в лес,
Один или с толпой,
Будь с рюкзаком ты или без –
Закон для всех простой:
Заяц: Коль хочешь слушать леса звук,
Так помолчи и не кричи,
Зверей и птиц полно вокруг,
Пугать их нет причин.
Белка:
А если ты захочешь есть –лес даст тебе дрова, сухие, как трава.
Лес одарит тебя водой, из речки можно пить.
Ты руки мой перед едой и воду кипяти.
Ежик:
Костер залей, а мусор весь
Зарой и дерном заложи
Оставив грязь, мы портим лес,
А лес – есть наша жизнь.
2-й турист: Ребята, давайте приведем в порядок лесную поляну. (Слайд 5)
Берендей: Лесные жители, давайте для туристов составим памятки о том, как нужно вести себя в лесу.
Дети выполняют презентацию «Правила поведения в лесу»
ПРАВИЛО 1-е. Не ломай ветви деревьев и кустарников. Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится.
ПРАВИЛО 2-е. Не повреждай кору деревьев. Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут.
ПРАВИЛО 3-е. Не рви цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговоренный к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу всех, кто придет следом за нами. Именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений.
ПРАВИЛО 4-е. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
ПРАВИЛО 5-е. Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.
ПРАВИЛО 6-е. Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости. Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар.
ПРАВИЛО 7-е. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Тот, кто сшибает палкой мухоморы, не уважает лес, не понимает его. Мухоморы помогают расти деревьям. Ими питаются белки, лоси, сороки.
ПРАВИЛО 8-е. В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнезда. Нужно ценить и охранять извечную мудрую тишину, уметь слушать волшебные звуки леса.
ПРАВИЛО 9-е. Не оставляйте после себя в лесу беспорядок, не бросайте мусор.
(Слайд 7) ТАБЛИЦА
Материал
Время разложения
Бумага
2 года
доска деревянная
10 лет
консервная банка
20 лет
полиэтиленовый пакет
60-100 лет
пластик
300-400 лет
стекло
многие годы
Ежик: Помните: брошенная бумага разлагается два года, консервная банка – не менее 70 лет.
Белка: Полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить.
Ежик: А осколок стекла в солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
Туристы: Спасибо вам, лесные жители, мы будем выполнять эти правила. (уходят)
Ученик: А ещё мы решили узнать что делают с мусором, как его перерабатывают.
(Слайд 8) В Германии, например, мусор собирают раздельно: отдельно бумагу и картон, консервные банки, стекло и пластик. В России, к сожалению, очень мало заводов по переработке пластика (Слайд 9, они все загружены на полную мощность, и не способны справиться с огромным потоком мусора.
Ученик: Нам интересно было узнать, используют ли жители посёлка Правохеттинский свой шанс уменьшить количество мусора. Поэтому мы опросили на улице несколько человек. Вот что мы узнали: почти все опрошенные нами люди выбрасывают ненужные вещи в контейнеры специальных машин, затем этот мусор вывозят на свалки. Из этого мы сделали вывод: за последний год общая площадь свалки выросла.
Ученик: И вот, узнав так много интересного, мы попробовали сделать из ненужных вещей, которые все обычно выбрасывают, что-то полезное и необходимое нам в классе. Посмотрите, что у нас получилось!
1-я группа:
– Мы решили, что нам необходимы в классе часы. (Слайд 10) Собрали использованные СD и RV диски, от старых, ненужных уже часов взяли часовой механизм, долго думали, как это всё собрать, но придумали и сделали настоящие часы. Повесили их на стену в классе и теперь мы всегда знаем, когда же наступит долгожданная перемена!
2-я группа:
– А мы подумали, что на перемене можно не только побегать, но и посидеть, поиграть в шашки. (Слайд 11) Для этого Максим взял крышки от пластиковых бутылок, покрасил их, и теперь все желающие могут поиграть в шашки.
В наш класс приходят на занятия будущие первоклассники, и Витя сделал большие счёты, чтобы малыши быстрее научились считать. (Слайд 12)
3-я группа:
– Мы заметили, что Юлии Васильевне некуда складывать магниты и прочую мелочь, поэтому решили сплести корзинку из бумаги. (Слайд 13)
4-я группа:
– скоро Новый год, поэтому девочки собрались и дружно «слепили» вот такого замечательного снеговика (Слайд 14, а чтобы ему не было одиноко, сделали забавных пингвинов (Слайд15). Теперь они живут в нашем классе и всех радуют.
5-я группа:
– Мы выполнили модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств
(Слайд 16). В переводе с латинского языка на русский слово «глобус» означает «шар», так как наша планета Земля имеет форму шара. Давайте же будем беречь нашу замечательную голубую планету!
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой
Мы тоже часть ее чудес,
Для нас темнеет чудный лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, мы серьезно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждый. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных.
В результате проведенных исследований по применению старых вещей, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, дискам, газетам и журналам, мы сделали следующие выводы, подтвердив нашу гипотезу:
если ненужные старые вещи загрязняют окружающую среду, то можно использовать их вторично в виде полезных для дома и класса вещей.
в наших силах улучшить экологическую ситуацию, найдя вещам применение после первичного использования.
Наш проект можно считать успешным, так как он актуален в наше время.
Результатом нашего экологического проекта стали поделки, изготовленные из использованных, на первый взгляд ненужных вещей.