татьяна федорова
Экологический репортаж «Краса леса — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Темочки:
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? (Ответы детей) Итак, отправляемся в путь, только, давайте захватим с собой книжку и лукошко. (Играет сказочная музыка). Вот мы и попали в лес, а чему будет посвящено наше занятие, вы сможете узнать, разгадав загадку.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Ведущий: Правильно, это дерево. Сегодня мы с вами поговорим о деревьях. Как много в наших лесах деревьев - это березы и осины, сосны и ели, клены и липы, и, конечно же, дерево- великан - дуб.
Как вы думаете, какую пользу приносят людям деревья? (Ответы детей)
Ведущий: Молодцы, ребята! Давайте подытожим. Итак, прежде всего, деревья – это основной источник кислорода на планете.
Кроме того, люди используют их плоды и древесину. Например, плоды многих деревьев – орехи и фрукты – человек употребляет в пищу.
Древесину люди используют для строительства и изготовления различных предметов: из нее делают мебель, пробку для утепления пола и стен.
В парфюмерии используют древесный сок.
Целлюлоза, из которой состоят древесные стволы, используется для изготовления бумаги. Из растительных волокон, получаемых из листьев и коры некоторых деревьев, делают нитки и веревки.
Вот сколько пользы приносят нам деревья.
Ведущий: А как хорошо вы знаете деревья, мы узнаем с помощью загадок.
На лесной опушке
Стоят подружки,
Платьица белёны,
Шапочки зелены. (Берёза)
Кудри в речку опустила
И о чём - то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Белые овечки
Бегают по свечке. (Верба)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют
И галдя, его клюют. (Рябина)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая. (Липа)
Весною кудри завила
Нежные, пушистые
И стоит белым – бела
(черемуха) душистая
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет –
Желуди на нем! (Дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (Орешник)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками. (Сосна)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
Ведущий: Молодцы, ребята! Символом России – среди деревьев считается береза. Этому дереву известные поэты и писатели посвящают свои произведения, так, например, известный поэт Александр Прокофьева посвятил березе стихотворение «Люблю берёзку русскую».
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками!
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
Детский писатель Виталий Бианки тоже любуется красотой берёзки в рассказе «Волшебная березка».
(Громкое чтение рассказа В. Бианки «Волшебная берёзка»)
Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.
Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берё зка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – желедь (см. 1). Сияет вся моя берёзка.
Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?
А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.
Улетели с жалобным писком синицы.
Солнце выше, выше, теплей, - и растопило желедь.
Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.
Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.
Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.
Сноска
1. желедь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.
Ведущий: Ребята, понравился вам рассказ? (Ответы детей). Прежде чем перейти к знакомству со следующим деревом, давайте поиграем в игру «Станем мы деревьями».
(Проводится игра «Станем мы деревьями»)
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире, (Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)
Чтоб держали дерево, (Ставят один кулак на другой.)
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)
Наше тело - прочный ствол. (Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть - чуть качается (Покачиваются из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой.)
Наши руки - ветви - (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми руками.)
Ведущий: Как вы думаете, какое дерево самое красивое? (Ответы детей). А мне очень нравится рябина, особенно осенью. Потому что осенью рябина настоящая царица, ярко - оранжевые гроздья ягод видны издалека, а листья: жёлтые, коричневые, красные, с оранжевым и зелёным отливом.
Рябина многоцветная, пестрая, как говорили в далёкой старине, рябая. Помните сказку «Курочка Ряба»? Курочка была в этой сказке рябая, т. е. пёстрая, разноцветная. От слова «рябая» и пошло название этого дерева – РЯБИНА.
Послушайте, какое красивое стихотворение посвятила этому дереву Елена Благинина.
На тропинке – тень
Солнечная сетка.
Через тык, через плетень
Свесилась ветка.
Прибегу, прискачу,
На носках привстану,
Ветку за косы схвачу,
Ягоды достану.
У плетня посижу
И на шелковинку
Осторожно нанижу
Ягоду - рябинку.
Бусы горькие надень,
Веточка, ветка?
На тропинке тень,
Солнечная сетка.
Ведущий: А теперь давайте вместе сделаем аппликацию под веселую песенку.
(Аппликация «Рябина»,
ягодки делаем из сжатых салфеток)
Ведущий: Продолжим наше знакомство с деревьями. Как вы думаете, какое дерево называют самым могучим и крепким? (Ответы детей). Правильно, дуб.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
Это стихотворение «Дуб» написала известный детский поэт Ирина Токмакова.
Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Сказка старого дуба».
(Показ мультфильма)
Ведущий: Ребята, на этом наше сегодняшнее путешествие в лес закончилось. Сегодня мы узнали, что в лесу растет много деревьев. Закончить наше мероприятие хочется стихотворением.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.