Зиля Хадиуллина
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЕМР РТ МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №30 «Улыбка»
Экологический проект «Покормите птиц зимой»
Проект составили: Чураева Любовь Тимофеевна (воспитатель I квалификационной категории)
Хадиуллина Зиля Нурмухаметовна (воспитатель I квалификационной категории)
Елабуга 2011 год
Тип проекта: информационно-практико- ориентированный
Вид проекта: групповой
Цель:
Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Публикация «Экологический проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
4. Научить детей правильно их подкармливать
Актуальность проекта:
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Срок реализации проекта: декабрь- февраль
Участники проекта: дети дошкольного возраста (5-7лет, родители воспитанников, воспитатели групп, специалисты, сотрудники национального парка «Нижняя Кама»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
• Анкетирование родителей по проблеме
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями
• Создание необходимых условий для реализации проекта
• Разработка маршрута для участников проекта
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта
• Подходы к взаимодействию с сотрудниками национального парка «Нижняя Кама», родителями
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
• Заготовка корма для птиц
• Изготовление кормушек
• Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»
• Подкормка и наблюдение за птицами
• Выставка детских работ
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
• Тематические выставки
III этап-заключительный
• Обработка результатов по реализации проекта
• Презентация проекта (освещение опыта работы в газете «Новая Кама», «Хорошая газета»)
• Участие в фотоконкурсе «На моей кормушке», организованный национальным парком «Нижняя Кама»
• Организация птичьей столовой» Зернышко» на территории детского сада и «Лакомка» в городском парке
• Акция «Птицы – наши соседи на земле»
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
• Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Комплексно - тематическое планирование
№ Реализуемые мероприятия Интеграция образовательных областей Сроки проведения Ответственные
1 Беседа «Синичка-невеличка» Познание (окр. мир) Декабрь Воспитатели
2 Развивающее плановое занятие «Г де обедал воробей?» Познание
Коммуникация
коррекция Декабрь логопед
3 Анкетирование для родителей социализация Декабрь Воспитатели
4 Беседа «Меню птиц» Познание (окр. Мир)
математика Декабрь Воспитатели
5 Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну» Коммуникация Декабрь Воспитатели
6 Совместно с родителями изготовление и развешивание кормушек Конструирование
Труд Декабрь Родители
7 Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках Познание Декабрь-февраль Родители воспитатели
8 Подкормка птиц во время прогулки Труд
Социализация Декабрь-февраль Воспитатели
9 Разучивание песен по теме проекта, музыкально- двигательных игр Музыка
Физкультура здоровье Декабрь-февраль Воспитатели
музрук
10 Коллективное рисование «Птицы на кормушке» Худ. творчество Январь Специалист по ИЗО
11 Лепка «Прилетели воробьи, вот их сколько – посмотри!» Худ. творчество Январь Специалист ИЗО
12 Экскурсия в парк, по микрорайону Познание
Социализация Январь Родители воспитатели
13 Аппликация «Как розовые яблоки на ветках снегири» Худ. творчество Январь Воспитатели
14 Изготовление листовок «Покормите птиц зимой» ИЗО Январь Родители
15 Оригами «Птицы прилетели» Конструирование Февраль Воспитатели
16 Наблюдение за птичьими следами Познание Январь Воспитатели
17 Конкурс рисунков «Птичье кафе» ИЗО Февраль Родители воспитатели
18 Чтение художественной литературы по теме проекта Худ. лит-ра
Познание
Декабрь-февраль Родители
воспитатели
19 Дидактические игры «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица», «Чья птица дальше улетит?» Познание
Окр. мир
коммуникация Декабрь-февраль Воспитатели логопед
муз рук
20 Подвижные игры «Воронята», «Птицы и автомобиль», «Стайка», «Птички и кошка» Физкультура
Безопасность
Здоровье Декабрь-февраль Воспитатели
Физрук
21 Фотоконкурс «На кормушке» Познание
Социализация Февраль Родители
Сотрудники национального парка «Нижняя Кама»
Воспитатели
22 Экологический праздник «Птицы- наши соседи на земле» Познание социализация
Здоровье Февраль Родители воспитатели
Сценарий экологической праздника «Птицы - наши соседи на Земле»
Цель:
• Воспитание любви и бережного отношения к птицам.
• Активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей.
• Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.
• Учить замечать красоту зимнего леса, формировать эмоциональное отношение к природе.
Участники акции: родители, педагоги, дети, сотрудники эколого-биологического центра, ученики школы №9.
Подготовка:
• Провести анкетирование родителей.
• Организация и проведение конкурса «Кормушки для птиц».
• Оформление плакатов и листовок «Покормите птиц зимой».
• Оформление выставки «Меню для птиц».
• Изготовление костюмов, атрибутов для театрально-игровой деятельности.
• Магнитофонная запись с ответами детей.
Ход проведения:
На экране появляется фотография Танаевского зимнего леса, звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».
Ведущий:
Вот Танаевский лес густой
Качает нам всем головой
Ветки ласково он тянет
В гости нас зовет и манит.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с птицами. Животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда попадем в сказочный зимний лес!
Сегодня мы будем говорить о птицах, наших соседей по планете.
Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:
-Назовите зимующих птиц.
-Почему их называют зимующими?
-Почему птицы летят зимой ближе к человеку?
-Как мы помогаем зимующим птицам?
Ведущий:
Птицы несут нам радость, они наши верные помощники и друзья, защитники наших лесов. Много птиц вы разных знаете и загадки быстро отгадаете.
Задания родителям «Придумай загадку».
На каждый стол кладется чудесная коробочка с игрушечными зимующими птицами. Ведущий предлагает родителям придумать загадки о зимующих птицах, чтобы дети могли отгадать. При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный- дать описание каких-то характерных особенностей птицы, невербальный- изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.
Ведущий:
Спасибо! Загадки составлены и отгаданы. Сколько на свете удивительных птиц! Важно помнить: все птицы интересны, все нужны, всех надо беречь, ведь они наши соседи на планете, наши друзья.
Инсценировка «Праздник птиц» (играют взрослые и дети)
Ведущий: Зима очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь.
«Парад кормушек» (дети и взрослые демонстрируют изготовленные совместно кормушки)
Ведущий: Зимой подкормка птиц- самый эффективный способ помочь пернатым. Пернатые довольно успешно могут противостоять холодам, но только если вокруг много корма. Ваша кормушка может спасти жизнь многим птицам.
Сегодня мы отправляемся в зимний Танаевский лес на открытие птичьей столовой «Зернышко» (автобусная экскурсия в лес)
Ведущий: Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь- мы свои!
Ведущий: Оглянитесь вокруг, как красиво! А что вам нравится здесь?
Дети и родители встают в общий круг, взявшись за руки, слушают звуки леса, рассказывают, что услышали, вспоминают правила поведения в лесу.
Ведущий: В лесу человек – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей (не задевать ветки кустов- зимой они очень хрупкие и легко ломаются; не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; не оставлять после себя мусор.
Игра «Отгадай, кто я?»
Ведущий предлагает родителям и детям разделиться на шесть команд. Каждая команда придумывает себе имя зимующей птицы, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга (парами) и по очереди начинают приветствие.
-Здравствуйте! Угадайте наше имя. Участники перечисляют какую пищу едят эти зимующие птицы, передают внешнее описание, другая команда отгадыват.
Родители дети развешивают кормушки на деревья.
Ведущий: Внимание! Внимание! Говорит лесное радио! Передаем важное сообщение: Птичья столовая «Зернышко» открыто! (Звучит музыка)
Дети гуляют по лесу, рассматривают следы на снегу.
Совместная лыжная прогулка детей и взрослых