Марина домашникова
Экологический проект: «Зелёная ёлочка, живая иголочка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Руководители проекта – педагог.
Участники проекта – педагог, дети 4 – 5 лет, родители.
Сроки реализации – краткосрочный.
Цель проекта : Вызвать у детей интерес к конкретному объекту — дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Задачи:
1. Познакомить детей с елью, её особенностями и отличиями от других деревьев.
Публикация «Экологический проект: „Зелёная ёлочка, живая иголочка!“» размещена в разделах
- Елочка, ёлки. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
3. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.
4. Воспитывать интерес детей к объектам природы.
Актуальность проекта : Именно в период дошкольного детства начинается формирование экологической культуры, поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, желание изучать, наблюдать, сравнивать, делать выводы. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней, и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей : воспитание эмоционального, бережного отношения к ёлке, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Основные направления реализации проекта :
социально-нравственное развитие;
развитие продуктивной деятельности;
познавательно-исследовательское развитие;
приобщение к художественной литературе.
Методы осуществления:
-Наблюдение на участке,
-тематические рассказывания,
-рассматривание наглядного материала, презентации,
чтение художественной литературы,
практические,
игровые.
Реализация проекта.
Начальный этап
1. Подборка художественной литературы:
• Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
• Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова, «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
• Загадки про лесную красавицу.
• Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
• Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель».
• Дидактические игры: “ Собери ёлочку” (пазлы, “Третий лишний”, «Найди самую высокую елку»,«Сделаем бусы на елку».
• Подвижные игры: “Раз, два, три к ёлочке беги”, «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
2. Проблемные вопросы:
• Что мы знаем о ели?
• Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
• Почему у елочки колючие иголочки?
• Зачем нужны ели?
• Что будет, если на свете не станет елей?
3. Учебные вопросы:
• Какую роль играет ель в жизни человека?
• Как можно помочь сохранить ели?
Технологический этап
Работа с детьми
Экология
Экскурсия на участке д/с – наблюдение за елочкой (цель - формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев).
Мир, в котором я живу
Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!» (цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены)
Развитие речи
«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения. (цель - воспитывать экологическое мировоззрение : бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.
Аппликация
«Лесная красавица»- коллективная работа ( цель: воспитывать у детей интерес к жизни елочек, понимания необходимости сохранения их целостностей)
Конструирование
«Зеленая елочка» - творческое модулирование из соленого теста (цель – формировать доброжелательное отношение к елочкам)
Работа с родителями
• Папка – передвижка «5 преимуществ искусственных елок перед живыми».
• Опрос «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»
• Организация выставки поделок «Сделаем елочку своими руками».
Рефлексивный этап
• Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями «Сделаем елочку своими руками».
• Распространение буклетов «Сохрани лесную красавицу» среди родителей.
• Объявление благодарности всем участникам проекта.
• Награждение самых активных участников.
Подготовка к проекту :
1. Постановка задач, составление плана работы:
- подготовить природный материал для деятельности детей;
- подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, аудиозаписи, дидактические и подвижные игры, презентацию «Ель и сосна - хвойные деревья»;
- информационный материал в родительский уголок.
2. Разработать и подготовить НОД, исследовательскую деятельность с детьми, воспитательно - образовательную работу. Закреплять знания в разнообразных видах деятельности.
Содержание проекта :
- Провести с детьми цикл наблюдений за, елью. Обсудить наблюдаемые явления, занести в виде рисунков, фотографий, рассказов.
- На основе наблюдений провести НОД, расширяющие представления детей о хвойном дереве.
- Предложить родителям во время прогулок обращать внимание на хвойные деревья, нарисовать дома с ребенком ель.
Реализация проекта : I и II этапы.
1. Наблюдение за деревом (ель) на территории детского сада: рассматривание, беседа.
Цель: Познакомить детей с елью, её особенностями и отличиями от других деревьев.
2. НОД - «Зимний лес»;
3. Чтение, заучивание стихотворений наизусть: Михалков «Елочка»;
Е. Трутнева «Елка»; С. Погореловский «Здравствуй, лес»; Е. Благинина «Елка»; К. Чуковский «Елочка».
Чтение: «Елочка» С. Михалков; «Что такое лес» Ю. Дмитриев, "Кладовая солнца"М. М. Пришвин.
Чтение пословиц, поговорок, знакомство с приметами о ели.
4. Дидактические игры: «Найди елку», «Назови ласково», «Назови предмет со словом «еловый», «Что лишнее?», «Собери елочку», «Сделаем бусы на елку».
5. Подвижные игры: «Раз, два, три к елочке - беги!», «Найди свое дерево», «Кто быстрее нарядит елочку?», «Мы по лесу ходили и деревья находили».
6. Физическая культура и здоровье: гимнастика для глаз «Елочка», массаж биологически активных зон «Ели на опушке», утренняя гимнастика «Звери на елке», пальчиковые игры: «Перед нами елочка», «На елке», физкультминутка «Елочки».
7. Художественное творчество: лепка на картоне «Елочка - колкая иголочка», «Украшаем елочку»; рисование: «Еловые веточки»»; «Ель»; аппликация - конструирование: открытка «Елочки - красавицы».
8. Музыка: «Ёлочный хоровод» музыка, слова и описание движений М. Картушиной, музыкальная обработка Ю. Забутовой, развлечения: «В гостях у Ёлочки».
9. Рассматривание репродукций картин: Шишкин «Утро в сосновом бору», Репин «Корабельная роща»; рассматривание иллюстраций.
10. Опытно - экспериментальная деятельность: «Знакомство с сосной, елью», «Изучение кроны, иголок, шишек», «Изучение коры, ствола», «Чем питается ель?»
11. Трудовая деятельность: заготовка шишек для игр, окучивание снегом елочку.
12. Взаимодействие с родителями: оформление новогодних открыток; изготовление детьми совместно с родителями новогодних ёлочек из бросового материала; прогулки с детьми в лес.
III этап. Целевая прогулка в ближайшую лесополосу. Применение накопленных знаний. Анализ результатов.
Анализ результатов проекта : Дети с большим интересом включались в разные виды деятельности, рассматривали объекты, анализировали, сравнивали, делали выводы совместно с воспитателем. У детей сформировалось чувство ответственности за родную природу, желание бережно относиться к ней.