наталья яковлева
Экологический проект в летний период «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
«Эколята – дошколята»
(летний период)
Группа №5
Воспитатели:
Гарачук Ольга Николаевна
Яковлева Наталья Владимировна
Актуальность
В целях экологического образования на территории детского сада созданы зоны, которые выполняют познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Публикация «Экологический проект в летний период „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Экологические зоны – специально оборудованы в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
Экологические зоны включают в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Зоны рассчитаны преимущественно на организованное прохождение. При выборе экологического уголка учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологических зонах различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания. Свои впечатления об увиденном, дети выражают в изобразительной деятельности. Экологические объекты можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель: Обеспечение благоприятных условий для решения задач организации проектно-исследовательской деятельности, развития интеллектуальных способностей обучающих, их социализации, профессиональной ориентации.
Задачи:
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром
Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников: вызывать чувство близости к природе, сопереживание ко всему живому, заботу и бережное отношение к природе.
Использовать прогулки для развития наблюдательности, познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр, исследований, наблюдений, других видов деятельности.
Ожидаемые результаты:
повышение экологической грамотности и воспитанности обучающихся;
приобретение воспитанниками навыков проектной и исследовательской деятельности;
воспитание экологической культуры обучающихся;
создание условий для возможного профессионального самоопределения воспитанников;
пополнение материально-технической базы и благоустройство территории учреждения.
Срок реализации: июнь - август
Краткое описание экологических зон :
1. Клумба «Солнышко»
2. «Метеостанция и солнечные часы»
3. «Огород ежа Ерофея»
4. «Дорожки здоровья»
5. «Зона отдыха»
6. «Птичий уголок».
1. Клумба «Солнышко»
Дети рассматривают цветы, наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.
Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
2. «Метеостанция и солнечные часы»
Метеостанция включает в себя:
Флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра
Осадкометр (посуда для сбора осадков расположенная на открытом участке)
Термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, песочные часы
Календарь погоды –
Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду. Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются.
Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
3. «Огород ежа Ерофея»
Еж Ерофей из природного материала, «хозяин» огорода – отв. группа №5
Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого, помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
Посадки на грядках:
Группа №1 – свекла
Группа №2 – морковь
Группа №3 – лук
Группа №4 – укроп
Группа №5 – салат
4. «Дорожка здоровья»
Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Ученые утверждают, что стопы являются своеобразной проекцией всех наших органов. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.
Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Педагог обогащает знания детей о строении тела человека, о значении закаливания для физического здоровья и укрепления всего организма. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшается.
5. «Зона Познавайка» : в течение летнего периода воспитанники ДОУ в непринужденной обстановке (беседы, игры, проблемные задания, театрализованная деятельность и т. п.) расширяют и углубляют экологические представления.
В «Зоне Познавайке» расположены скамейки для отдыха, палатки, этажерки с книгами и раскрасками, материалы для детского творчества и т. п.
6. «Птичий уголок»
Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц). Беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем уголке».
Приложение.
Тематическое планирование для работы в «Зоне Познавайка»
Дата Тема: Содержание
3.06. - 14.06
группа№ 1
«Экологическая книга» Чтение художественной литературы: экологические сказки («Грустная история» и др., «Звери наряжаются в зимние шубы» Г. Скребицкий, «Светлая капель» М. Пришвин, «Голубые лягушки», «Лесные домишки» В. Бианки, «Что такое кислотный дождь» С. Н. Николаева.
Загадки старичка-Лесовичка о природе
Заучивание потешек, пословиц, поговорок, стихов о природе, животных, растениях.
Театрализованные представления «Старые сказки на новый лад об экологии».
Рассматривание энциклопедий, книг с рисунками о природе, иллюстраций.
Ручной труд «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево».
Аппликация: оформление книги-самоделки. Сбор коллекций. (камушек, семян травянистых растений и деревьев, природного материала для поделок, открыток, марок о природе, и. т д.)
17.06. - 28.06.
группа №2 «В мире животных»
Беседы: «Животные нашего края», «Как звери в лесу живут», «Кто такие домашние животные?».
Рассказ воспитателя о значении животных в жизни человека (животные одевают человека, предупреждают об опасности и др., об отличии диких и домашних животных.
Рассматривание картин, карт, глобуса «Путешествие вокруг света» (обратить внимание на цвета на глобусе – вода, суша).
Наблюдение на за птицами.
Сюжетно-ролевая игра: «Зоомагазин».
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Совушка».
Творческая игра на подражание животным «На лугу пасутся ко…».
Дидактические игры: «Птица, рыба, зверь», «Кто, где живет?».
Настольно-печатные игры: «Домино животные».
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по теме
Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Рисование: «Лесные друзья», «Нарисуй животное по точкам», «Сбережем природу» (природоохранительные и запрещающие знаки, «Мое любимое животное».
Лепка: «Птичка-невеличка», «Дикие (домашние) животные».
Аппликация: «Какое животное я бы хотел иметь».
Изготовление поделок из природного материала «Природные фантазии».
Выставка детских творческих работ «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная Земля».
Фотовыставка «Мой любимый домашний питомец».
1.07.- 19.07
группа №3 «Экологические игры»
Дидактические упражнения: «С кем дружит ель» (с клестом - питается семенами, с зайцем - прячется под ветки, с белкой, мышкой и т. д.).
Дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Чей листочек?», «С какого дерева плод?», «Экологический светофор» ( Цель: продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении, «На какой цветок села пчелка?», «Кладовая родного края», «Узнай цветок», «Кто, где живет, что, где растет».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды».
Сюжетно-ролевые игры: «Строим экологический город», «Магазин цветов», «Зоомагазин».
Подвижные игры: «Деревья и лесоруб», «Цветочки», «Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Совушка», игра-имитация «Изобрази животное».
Словесная игра: «Подбери словечко» (признак, действия) Ветер – легкий, сильный, теплый, холодный, сырой… Ветер – летит, валит, кружится, шумит.
Настольно-печатные игры: «Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где растет», «Составь букет», «Домино животные», «Лото растения». Сбор коллекций. (камушек, семян травянистых растений и деревьев, природного материала для поделок, открыток, марок о природе, и. т д.)
22.07.- 9.08.
группа №4 «Исследователи (разведчики) природы»
Цикл тематических бесед по охране окружающей среды: «Мы природу бережем!», «Чем мы можем помочь природе?», «Правила поведения в лесу», «Путешествие на поезде «Природа», «Природа нашего края», «Чистый воздух и вода – богатство страны», «Лес – наше богатство»,
Экологические ситуации для детей : Что было бы на Земле без воды, Что нужно для того, чтобы воздух был чистым, Почему умирает лес, Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы, «Почему необходимо беречь и заботиться о планете?», «О чем думает наша береза, ель?» (на территории ДОУ, «Почему погиб комнатный цветок» (например, бегония, «Что будет, если исчезнут насекомые?» и т. д.
Исследовательская деятельность: Проведение опытов, экспериментов с землей, водой, песком, воздухом и т. д.
Наблюдения за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.
Фиксация наблюдений в календаре природы.
Сбор коллекций: камни, семена травянистых растений и деревьев, листья, цветы, природный материал для поделок, открыток, марок о природе, и. т д.)
12.08. – 30.08
группа №5 «Зеленая служба» Айболита»
Знакомство с Красной Книгой.
Экологическая викторина-угадайка : «Знатоки природы», «Деревья вокруг нас».
Беседы: «Почему случаются лесные пожары?», «Растения под охраной», «Бережем лесные богатства», «Лекарственные растения региона», «Через добрые дела можно стать юным экологом», «Человек - часть природы», «Природа – дом, где мы живём», «Природа, общество, человек», «Охранять природу – значит, охранять родину».
Составление Красной Книги города Полевской
Работа с родителями:
Изготовление флюгера (семья Сидоркиных)
Озеленение участка (семья Гусевых)
Посадка салата в огород
Изготовление ежа на огород (семья Сосовых)