Егорова Минзилэ Гильмановна
Экологический проект в старшей группе «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
«У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород?
Говорят, что там растет:
Огуречная рассада.
И укропчик, и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства, а все меньше интересуют детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Часто дети не имеют элементарных представлений, откуда появляются фрукты, овощи и другие продукты в магазине.
Публикация «Экологический проект в старшей группе „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Взрослые (родители) из-за своей «загруженности», незнания или неумения не могут или не считают важным донести до детей цикл развития растений от «семени к плоду».
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду по экологическому воспитанию.
Цель проекта
Обобщить и расширить знания детей в опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта
Формировать представления о росте и развитии растений, необходимых для этого условиях (вода, почва, свет, тепло).
Развивать практические навыки посева семян.
Учить выявлять изменения, которые происходят во время роста.
Воспитывать бережное отношение к растениям, как к живым существам.
Проблема
Недостаточные знания детей о способах и условиях выращивания овощных культур, о пользе их для здоровья человека.
Участники проекта
Дети старшей группы (5-6 лет) : участвуют в разных видах деятельности.
Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности.
Тип проекта
Познавательно-исследовательский, групповой
Продолжительность проекта
Краткосрочный (с 09.03 по 02.04.2021 года)
Методы и формы работы, направленные на реализацию проекта
Методы
№ Методы Приемы
1 Словесные • чтение художественной литературы;
• беседы о прочитанном;
• составление рассказов по иллюстрациям; по схемам-моделям;
• игровые ситуации;
• отгадывание загадок;
• аудио – прослушивание.
2 Наглядные • организация выставок: «Мой любимый овощ»;
• рассматривание иллюстраций;
3 Практические • настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
• элементы инсценировки;
• театрализованные игры;
• просмотр мультфильмов
Формы
№ Участники проекта Формы деятельности
1 Родители • анкетирование родителей
• беседы с родителями о важности реализации проекта;
• консультации для родителей по теме проекта;
• оформление информационных стендов в родительских уголках.
2 Дети
• совместная и самостоятельная деятельность детей;
• режимные моменты;
• выставки;
• театрализованное представление
3 Воспитатель
• индивидуальные консультации;
• подвижные игры;
• беседы;
Ожидаемые результаты
Педагоги: повысится педагогическая компетенция по вопросу создания условий для формирования знаний детей о пользе витаминов.
Дети: научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира;
План-график мероприятий
I этап. Предварительный (09.03-12.03.)
Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
1. Информирование родителей о реализации данного проекта. Подборка методической, справочной, художественной литературы.
2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание» : выявить уровень просвещенности родителей по данному вопросу.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Составление перспективного плана по данному проекту.
5. Подбор книг для рассматривания и чтения по возрасту, картотеки дидактических игр.
6. Сбор семян, подготовка земли.
7. Разработка цикла наблюдений.
II этап. Основной
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Понедельник, 15.03
Беседа «Что такое огород?» : расширять кругозор детей.
Чтение Ю. Тувим «Овощи» : познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» : закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах; формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Самостоятельная деятельность. Раскрашивание овощей и фруктов: закреплять умения детей не выходить за контур предмета; закреплять знания об овощах и фруктах.
Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц: воспитывать желание помогать взрослым
Рассматривание земли (свойства) : знакомство со свойствами земли. Привлечь к рассматриванию. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Оформить папки-передвижки «Советы родителям о правильном питании дошкольников» «Стихи про витамины, овощи и фрукты», «Азбука витаминов" "Витамины наши друзья».
Цель: повысить уровень просвещенности родителей в вопросах здорового питания. Подбор книг по возрасту, создание мини-библиотеки. Цель: вызвать желание расширять знания об овощных культурах.
Обогащение речевого уголка дидактическими и настольными играми. Цель: продолжать создавать условия для расширения и закрепления знаний об овощных и культурных растениях.
Вторник, 16.03
Беседа «Откуда берутся овощи?»
Цель: расширять представления детей о многообразии плодов; рассказать о пользе овощей для развития, роста и здоровья человека; систематизировать знания о труде людей на огороде (рыхление почвы, посев семян, полив, прополка, сбор урожая); воспитывать у детей уважение к труду.
Чтение Н. Носова “Огородники”, “Огурцы” : формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;
воспитывать интерес к произведениям художественной литературы; развивать чувство юмора, творческое изображение.
Подвижная игра «Съедобное - несъедобное» : развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.
Посадка семян томатов, огурцов, свеклы. моркови: воспитывать желание помогать взрослым
Среда, 17.03
Разучивание пословиц и поговорок об овощах, фруктах: закрепление представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов.
Чтение В. Коркина «Что растёт на огороде» :
познакомить с содержанием произведения, закреплять знания об овощах посредством произведения художественной литературы.
Просмотр мультфильма «Чиполлино» : посредством мультфильмов закреплять знания детей об овощах, вовлекать в обсуждение после просмотра. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей.
«Мы сажаем огород», посадка гороха, фасоли. Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе. Буклеты "Где живут витамины", "Разговор о правильном питании"
Пополнить уголок ряжения масками овощей и фруктов. Цель: создать условия для реализации сказочных сюжетов в игровой деятельности.
Четверг, 18.03 Беседа «Что такое огород?» : познакомить детей с назначением огорода, с овощами, произрастающими на огороде. Расширять кругозор детей
Подвижные игры «Собери урожай» (эстафета). Цель: Формирование у детей физических качеств и повышение интереса к занятиям физической культурой, потребности в здоровом образе жизни.
Чтение Б. Заходера «Помидор» : познакомить со стихотворениями, фольклорным произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений. Совместная деятельность родителей с детьми. Рисование «Моё любимое блюдо из овощей». Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей. Обогащение речевого уголка дидактическими и настольными играми. Цель: продолжать создавать условия для расширения и закрепления знаний о здоровом питании.
Пятница, 19.03 Беседа “Как нужно ухаживать за овощными культурами” : расширять кругозор детей.
Составление детьми описательных рассказов по схемам-моделям «Готовим угощение из фруктов», «Что можно приготовить из овощей» : упражнять в подборе прилагательных к существительным, обозначающим название овощей, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Дидактическое упражнение «Где взять витамины зимой?». Цель: дать представление детям о том, какие витамины и минеральные вещества содержатся в продуктах, какие наиболее полезны и почему.
Дидактическая игра «Где живут витамины?». Цель: закрепить знания о витаминах, пользе для здоровья, содержание тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
«Мы сажаем огород», посадка картофеля. Знакомство с культурой. Привлечь к совместному труду всех детей в группе.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. Обмен опытом по приготовлению полезных блюд из овощей родителей и детей.
Вторник, 23.03 Дидактические игры «Фрукты и овощи», «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию»,
«Что где растет». Цель: рассказать детям в игровой форме о важности правильного питания.
Чтение Е. Благинина “Приходите в огород” : познакомить со стихотворениями, фольклорным произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений.
Экспериментальная деятельность. Солнце и растения. Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Среда, 24.03 Чтение сказки “Пых” : познакомить со стихотворениями, фольклорным произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений.
Игра-хоровод “Урожай» : вызвать радость от совместной игры закреплять знания об овощах посредством участия в хороводных играх.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук», «Маша и медведь. Витамин роста» : посредством мультфильмов закреплять знания детей об овощах, вовлекать в обсуждение после просмотра мультфильмов закреплять знания детей об овощах. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
Пятница, 26.03 Лепка «Полезные продукты». Цель: лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки; развивать мелкую моторику; воспитывать у детей потребность правильно питаться.
Чтение Т. Волина «Удивительный огород» : познакомить с произведениями, связанными с огородом, овощами, расширять знания детей об овощах посредством литературных произведений.
Сюжетно-ролевая игра «Кафе «Витаминка» : формировать социальный опыт детей посредством игровой деятельности. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление. Помощь в разучивании слов к драматизации. Цель: вызвать интерес к совместной деятельности по реализации проекта
Понедельник, 29.03 Чтение Э. Гордон «Дети земли» : познакомить с литературным произведением; учить рассуждать по произведению.
Аппликация «Блюдо с овощами и фруктами». Цель: учить детей вырезать детали аппликации по предварительной разметке, располагать их на общей основе; продолжать знакомить детей с понятием “витамины”, формировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться; развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Слушание Б. Можжевелова “Огородная – хороводная” : продолжать знакомить детей с песнями прививать любовь к музыке, уточнять знания детей об овощах (цвет, форма, где растут). Развивать память, внимание, речь.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» : развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Помощь в изготовлении атрибутов к театрализации сказки. Цель: привлечь к совместному творчеству родителей и детей.
Среда, 31.03 Беседа «Где найти витамины зимой» : Расширить знания детей об овощах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности; выделить особенно содержание в них витаминов, которых не хватает организму весной.
Чтение сказки “Вершки и корешки” : учить последовательно пересказывать сказку.
Д/И «Собери из частей целое» : развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; закреплять названия овощей.
Четверг, 01.04 Чтение Н. Томилина «Веселый огород» : познакомить с литературным произведением; учить рассуждать по произведению.
Отгадывание загадок про овощи: учить по описанию характерных признаков узнавать знакомые овощи. Развивать смекалку, память, внимание.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
Пятница, 02.04 Развлечение «Собираем урожай» : закреплять знания детей об овощах, участвовать в досуговой игровой деятельности в рамках темы. Вызвать эмоционально-положительный отклик от совместной игровой деятельности.
Игра-драматизация по русской народной сказке «Пых» : развивать у детей актёрские способности.
III этап. Заключительный
Оформление фотоальбома «Мой любимый овощ». Фотовыставка «Чудо на окне» : создание учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в
работе.
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
4. Дети познакомились с многообразием посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
8. Родители принимали участие в проектной деятельности, проявляли интерес к вопросу опытнической, исследовательской деятельности дошкольников.
Список использованной литературы
1. Бондарева Наталья Николаевна. Издательский дом «Карапуз», 27.02.1998.
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г., «Разговор о правильном питание» [Текст] : Методическое пособие для педагогов. Москва ОЛМА медиа группа, 2008.
3. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика [Текст] : Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : Изд-во Эскимо, 2005. - 48с.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»; 1999. - 48с.
5. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 Загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития: Академия Холдинг 2000.- 224с.
6. Полянская Юлия «Школа этикета». Издательский дом «Лидер» 2012.
7. Соколова Е. И. «Болтливая редька». Издательство «Академия развития» 1999.
8. В. А. Деркунская «Образовательная область «Здоровье»
9. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
10. Интернет ресурсы