Наташа Владимировна Романченко
Экологический проект в первой младшей группе «Планета Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в первой младшей группе "Планета Земля – наш общий дом"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Вид проекта : Исследовательско-игровой
Публикация «Экологический проект в первой младшей группе „Планета Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
Участники проекта : - дети 1-й младшей группы, родители, воспитатели группы
Продолжительность проекта : 2 месяца: март – апрель.
Цель проекта : Формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры путем создания благоприятной обстановки.
Задачи проекта :
• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
• развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Актуальность проекта : Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы. В рамках экологического воспитания ребенок должен освоить как очень простые истины, например, убирать мусор за собой, так и весьма сложные отношения, связанные с явлениями природы и их учетом в повседневной жизни людей.
Существуют различные подходы к построению программ экологического воспитания. В первую очередь, они связаны с развитием у детей чувства любви к родной природе, его флоре и фауне. Однако, воспитание чувства любви невозможно без знаний об особенностях растений и животных, их привычках, той роли, которую они играют в жизни человека. Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Здесь может быть полезна деятельность детей по созданию проектов, направленных на оказание помощи (создание кормушек, поддержание чистоты, уход за растениями и т. п.).
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Формы проведения: Наблюдения, эксперименты, занятия, беседы с детьми и родителями.
Пояснительная записка:
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой, ветром, наблюдением за птицами и животными, за изменениями в природе у детей младшего дошкольного возраста. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Работа планируется на весь март и апрель, так как в них собрались дни водных ресурсов, лесов, земли. Все темы я объединила в общий проект.
Ожидаемые результаты:
• развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
• формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
2 этап - Основной
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
3 этап - Заключительный
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план
Разделы:
Не живая природа:
- Вода
- Ветер
- Солнце
Живая природа:
- Птицы
- Животные
- Деревья
№п/п Не живая природа
Цели и задачи
1 Вода. Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка…»
- Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огороде овощи;
Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Эксперимент «Окрашивание воды» Познакомить детей со свойствами воды; учить четко проговаривать слова потешки, проговаривать запомнившиеся предложения.
Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого
Зачем нужна вода?
Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.
- Посадка лука и семян цветов.
- Проверяем влажность почвы.
- Уход за комнатными растениями
- Дидактическая игра «Посади цветок в горшок»
«Купание куклы Кати» - игра
- Мытье рук, умывание.
- Чтение потешки «Водичка, водичка…»
Наблюдение «Аквариум»
Эксперимент «Воздух под водой»
Рисование с элементами аппликации: «Рыбка плавает в воде»
Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода.
- Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду.
Показать растение политое и не политое; учить определять наощупь влажность почвы. Познакомить детей с названиями некоторых цветов.
Дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
Учить детей правильно мыть руки, объяснить: зачем это делать.
Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)
Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбах. Формировать интерес к обитателям аквариума.
Наблюдение за дождем, лужами. На прогулке
- Чтение потешки: «Дождик, дождик»
Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
Поговорить с детками, откуда взялись лужи и куда они деваются.
Почему мы не гуляем в дождь. Познакомить со словами: мокрый, дождливый.
Расширить и уточнить знания детей о том, что вода имеет свойство впитываться.
2 Солнце
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Чтение и разучивание потешек про солнышко : «Когда солнышко взойдет», «Солнышко – ведрышко», «Солнышко».
Игра «Выложи солнышко из палочек».
«Закличка солнца», слова нар., обр. И. Лазарева и М. Лазарева.
Наблюдение на прогулке «Солнышко на травке»
Игра – ситуация «Солнечные зайчики».
Рисование: «Солнце».
Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце.
- Показать, что весной солнце светит и пригревает землю.
Познакомить детей с первым весенним цветком, его строением, обогащать словарный запас детей.
3 Ветер. Показать природное явление — ветер.
Бег с ленточками.
Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Физминутка «Ветер дует нам в лицо». Учить определять ветреную погоду.
Познакомить с новыми определениями: дует, ветренный.
Живая природа
Птицы (голуби, вороны, воробьи, скворцы). НОД
Программное содержание: Расширять представления о поведении птиц весной.
Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, ворона, воробей, скворец).
Учить замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.
Птицы. Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада.
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «День-ночь».
Слушание песни «Птички» (вступление, муз. Г. Фрида.
Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.
Аппликация «Сова».
- Чтение потешки «Совушка».
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Формировать доброе отношение к миру природы
Знакомить с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц. Учить отличать и правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, сорока). Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей)
Формировать эмоциональную отзывчивость.
Деревья. Экскурсия по территории детского сада (тополь, клен, береза, рябина).
Пластилинография «Цветущее дерево»
Дидактическая игра: «С какого дерева лист?» Игра «Найди такой же лист».
Физминутка «Ветер дует нам в лицо»
Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. Показать изменения, происходящие с деревьями в весенний период.
Формировать бережное отношение к природе Дать представления о деревьях.
Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья (иголки).
Знакомить с характерными, особенностями весенних деревьев.
Учить бережно, относиться к растениям.
Животные. Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
«Лесные жители»
Чтение: «Три медведя» Русская народная сказка в обработке Л. Толстого. Потешка: «Лиса с кузовочком», «Козлятки и волк» Русская народная сказка в обработке К. Ушинского.
Инсценировка сказки: «Заюшкина избушка»
Дидактическая игра: «Найди маму детеныша», «Чей малыш?».
Музыкальная игра: «Зайка серенький сидит».
НОД «Мышонок потерялся»
Закреплять названия животных. Учить отгадывать загадки, соотносить изображение животного с текстом.
Учить внимательно слушать сказки. Показывать на картинках знакомых животных. Учить выполнять определенное действие по подражанию.
Выставка коллективных работ от родителей и детей к «Дню земли».
Итог: дети больше узнают о воде, ее свойствах, природных явлениях, о лесных растениях и его обитателях. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры, наблюдения и экспериментирования. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием. И только систематическая работа с детьми даст результат – мы вырастим ребенка доброго, отзывчивого, любящего природу.
Список литературы:
1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с» Вторрая группа раннего возраста М., Мозаика- Синтез. 2014г. – 64с.
2. Л. В. Абрамова 2Социально-коммуникативное развитие дошкольников» Вторая младшая группа раннего развития. М., Мозаика- Синтез. 2017г. – 80с.
3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
5. С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами» М., Мозаика- Синтез. 2016г. – 176с.
6. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» Вторая группа раннего развития. М., Мозаика- Синтез. 2019г. – 128с.
7. И. А. Лыкова «Изо деятельность в д/с» Ранний возраст. Москва 2014.-144с.
8. Хрестоматия для чтения в детском саду и дома» 1-3 года. М., Мозаика- Синтез. 2014г. – 64с.