Юлия Ивлева
Экологический проект «В Мире насекомых» (Средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта
долгосрочный (июнь, июль, август)
Тип проекта
познавательно — исследовательский
Участники проекта
воспитатель, дети, родители
Возраст детей
4-5 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Многие дети с отвращением относятся к насекомым. Одних насекомых боятся и губят, потому что мало знают об их пользе.
Публикация «Экологический проект „В Мире насекомых“ (Средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность
.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта
познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Задачи проекта
Образовательные
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (муравей, жук, бабочка, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
• формировать навыки исследовательской деятельности. Развивающие
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;
Воспитательные
воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Итоговое мероприятие проекта
:игра-путешествие «В гости к хозяйке луга»
Продукт проекта
: выставка работ детского творчества «Букашечки-таракашечки» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя).
Ожидаемые результаты по проекту
• дети должны знать и называть насекомых (муравей, бабочка, муравей, жук (божья коровка, паук);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе или вреде, которую приносят людям и
растениям;
• находить сходства и различия;
• владеть обобщающим понятием «насекомые»
Этапы работы:
Подготовительный этап: постановка проблемы, определение цели и задач проекта. Составление плана основного этапа проектирования. Изучение сайтов. Изучение литературы, содержащей образцы поделок. Подбор художественного слова.
Основной этап: наблюдения, беседы с детьми о насекомых, правилами обращения с ними. Продуктивная деятельность совместно с детьми (изготовление поделок)
Итоговый этап: «Путешествие в гости к хозяйке луга».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
июнь 1-2 недели. Мероприятия с детьми
1)Знакомство с муравьями. Цель - познакомить детей с данными насекомыми. Обратить внимание на их внешний вид. Сообщить, как они называются, где обитают. Формировать бережное отношение к насекомым, учить беречь муравейники, осуждать того, кто причиняет им вред.
2)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - познакомить детей с литературными произведениями о муравье.
3)Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» - закрепить знания детей содержания сказки, задания об особенностях внешнего вида и способа передвижения насекомых; развить артистические способности детей, речь; доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.
4)Игры с песком «Строим муравейник» - развить конструктивные навыки; закрепить знание свойств песка.
5)Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой?» - развивать изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.
Наблюдения, беседы.
Поднести маленькую травинку к ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.
Что едят муравьи? Едят они других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью - ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому они очень полезные насекомые.
3-4 неделя
. Мероприятия с детьми.
1)Знакомство с божьей коровкой.
Цель - уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.
2)Рассматривание иллюстраций и фотографий «Какие разные божьи коровки?» - познакомить детей с видами божьих коровок
3)Чтение стих. А. Усачева «Сказка о божьей коровке» - познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке. Разучивание потешки.
4)Аппликация «Божья коровка» - развивать интерес к аппликации, формировать умения правильно держать ножницы и пользоваться ими, составлять композицию из фигур, учить быть аккуратным в работе.
Наблюдения, беседы.
Предложить найти детям божью коровку. А вот и она бежит по листочку, какая же она маленькая и красивая.
Осторожно взять Божью Коровку в руки и рассмотреть её.
Какого она цвета? (красного с чёрными пятнышками). Бывают ещё и жёлтые с чёрными пятнышками, и оранжевые с белыми пятнышками.
Сколько у нее ног? (Шесть.)
Из скольких частей состоит ее тело? (Из трех частей: голова, грудь, брюшко.)
Чем питаются божьи коровки?
Эти насекомые - хищники, причем очень прожорливые. На обед и на ужин они с удовольствием поедают тлей, которые живут на садовых деревьях. Люди давно считают божьих коровок своими помощниками. И поэтому давайте мы отпустим Б. К. обратно на место. И говорит о том, что убивать их нельзя их нужно беречь.
Июль 1 -2 неделя
.
Мероприятия с детьми.
1)Знакомство с бабочкой.
Цель - познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Рассмотреть иллюстрации журналов, познакомить детей с разными видами бабочек.
2)Чтение сказки «Как появились бабочки» - познакомить детей с литературным произведением.
3)П/и «Дневные и ночные бабочки» - развивать умение действовать по сигналу, развивать внимание.
4)Изобразительная деятельность «Раскрасим бабочку»
Наблюдения, беседы.
Рассказать детям о том, что бабочки появляются из гусениц. У бабочки две пары крыльев, тело бабочки тоже покрыто волосками. У нее короткие усики и большие глаза. Свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
3-4 неделя
.
Мероприятия с детьми.
1)Знакомство с пауком.
Цель - познакомить детей с пауком; дать понятие о том, что в природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания.
2)Что такое паутина? Зачем она нужна пауку? - закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».
3)Чтение сказки «О пауке и жадности» - познакомить детей с литературным произведением о пауке.
4) «Паучки на асфальте» - рисование мелом по показу воспитателя.
Наблюдения, беседы.
Паук очень интересное насекомое. У всех насекомых 6 ножек, а у паука - 8. У пауков 8 глаз, поэтому паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая головы. Обратить внимание детей на тонкие блестящие и чуть видные нити, сплетённые в виде сети. Объяснить, что это паутина и её вьёт паук. Осторожно дотронуться до паутинки и показать детям, как из своего укрытия высунется хозяин паутины. Показать детям запутавшихся в паутине мелких насекомых (комары, мухи, муравьи и др.) и предложить самим подумать для чего паук вьёт паутину. Объяснить, что с её помощью паучок добывает себе пищу и уничтожает вредных насекомых. Донести до сознания детей то, что паутину нельзя рвать.
август 1-2 неделя
.
Мероприятия с детьми.
1) Знакомство с пчелой. Цель - уточнить знания детей о внешнем виде пчел, их отличие от других насекомых. Формировать представления о том, что это полезные насекомые.
2)Сравнить пчелу и шмеля, пчелу и осу - рассматривание иллюстраций.
3)Чтение сказки «Добрая пчелка»
4)П/и «Медведь и пчелы».
5) Нарисуем пчелке полоски - развивать умение дорисовывать детали, воспитывать аккуратность в работе.
Наблюдения, беседы.
Понаблюдать с детьми, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Скажите, вы любите мед? Какой он на вкус? А откуда берется мед? Правильно, его делают пчелы. Они хоботками высасывают сок (нектар) из глубины цветка и несут его в свой дом улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска. У пчелки полосатое брюшко, прозрачные крылышки, 6 ножек. Из всех насекомых они самые близкие друзья человека. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами. Они давно приручили пчел и строят для них специальные домики - улья.
3-4 неделя. Мероприятия с детьми.
1)Сравниваем бабочку, божью коровку и пчелу. Чем они отличаются? Чем схожи?
2)Сравниваем муравья и паука.
Цель - уточнить знания детей насекомых, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые».
3) Д/и «Насекомые» - развивать внимание, закреплять знания о насекомых. И бабочки, и божьи коровки, и пчелы имеют крылья. Они умеют летать. Этим они похожи. Но у бабочки длинное и мохнатое тельце, а у жучка
У бабочки крылья большие и мягкие, а у жучка.
Итоговый этап.
Игра-путешествие «В гости к хозяйке луга» - закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках; развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость; воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
Сотрудничество с семьёй:
1. Консультации «На природу с ребенком», «Первая помощь при укусах насекомых».
2. Наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
3. Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе
4. Совместная деятельность родителей и детей по изобразительному творчеству.
5. Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.