Приложение МААМ

Экологический проект «Мы планету очень любим — засорять её не будем!» в подготовительной группе (4 фото)

Галина Голубых
Экологический проект «Мы планету очень любим — засорять её не будем!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад – школа – вуз). Мы должны ввести в мир природы маленьких детей, научить их культуре общения с растениями и животными.

Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

И кроме этого, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления; анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщения (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Детям необходимо прививать доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное, потребительское отношение, сострадание к ней. Чтобы совершить поступок, нужны научные знания, т. е. закономерности. Знания, построенные на основе закономерностей оказывают особенно сильное влияние на формирование диалектической направленности мышления.

Таким образом, дошкольный возраст, с точки зрения экологического образования является уникальной самооценкой и спецификой экологического образования и долен рассматриваться, как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.

Новизна проекта

Проект воспитывает правильное отношение к экологии места проживания, а также трудолюбие, умение работать в команде, выполнять определённые обязанности, способствует эстетическому воспитанию, привитию любви к природе, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей. Мусор - проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Мы привыкли складывать все отходы, начиная от остатков пищи, заканчивая батарейками и лампочками, в одно мусорное ведро. Мы не привыкли сортировать. В сознании нашего населения нет идеи о том, что мусор возможно перерабатывать. Основная проблема отходов решается установкой контейнеров для сортировки мусора, а также информирование населения о правилах раздельного сбора мусора. Поэтому необходимо привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Проект краткосрочный: август-сентябрь 2024 год.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Цель:

Познакомить дошкольников с понятием экологическая культура и привлечь их внимание к экологическим проблемам. Привлечь внимания воспитанников и их родителей к загрязнению окружающей среды мусором, нахождению путей решения этой проблемы через вторичное использование бытовых отходов и пропаганду гуманного отношения к природе своего края.

Задачи:

В работе с детьми:

1. Способствовать развитию у детей экологической культуры, умение видеть экологическую проблему и находить пути её решения.

2. Стимулировать познавательный интерес детей к проблеме загрязнения окружающей среды;

3. Способствовать развитию у детей интереса к природе родного края, территории детского сада;

4. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

5. Формировать навыки исследовательской деятельности, совершенствовать умение применять знания, обобщать, делать выводы;

Для педагогов:

Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

В работе с родителями:

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи, по формированию экологической культуры через трудовую деятельность.

Изготовление поделок из бросового материала.

Проблема

Проблема мусора – самая актуальная проблема в мире. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о переработке мусора. Не все знают, что происходит с бумагой, пластиком, крышками, когда их выбрасывают, что нужно делать, чтобы они не загрязняли окружающую среду. Большинство взрослых считают, что сортировка мусора потребует много времени и не хотят этим заниматься.

Проблемные вопросы:

- Как познакомить дошкольников с проблемой утилизации и переработки мусора.

- Как в доступной форме привлечь внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды; к проявлению инициативы в решении задач по охране окружающей среды; вовлечь в практическую природоохранную деятельность.

- Как вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи по формированию экологической культуры через творческую деятельность.

Социальная значимость проекта

Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей помогут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором мы пребываем сейчас.

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. В этом возрасте дошкольники начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.

Используемые методы и приемы по реализации проекта.

Почти ежедневно проводим экологические минутки. Их цель – создание проблемных ситуаций, где дети решают речевую задачу и игровые задания.

Также детям предоставляется возможность не только обобщать, но и выражать свой эмоционально-познавательный опыт через моделирование. С помощью моделирования они устанавливают закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а также решают экологические задачи в игровой и доступной форме. Для развития детского фантазирования используем экологические сказки, загадки. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы.

Огромный интерес дошколята проявляют к исследовательской работе, поэтому мы большое внимание уделяем опытам и наблюдениям. С помощью увлекательных исследований дети узнают о свойствах воздуха-невидимки и волшебницы-воды. На специально организованных занятиях дети знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. В результате работы дети имеют представления об основных физических явлениях, о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.

Для решения задач экологического образования дошкольников, формирования экологической культуры детей и развитию экологических представлений нами подобраны дидактические игры, как одно из средств экологического воспитания. Это игры на формирование экологических представлений о мире животных, на формирование экологических представлений о растениях, объектах и явлениях природы, экологически бережного отношения к природе. Например, в игре «Закончи предложение» – говорим начало фразы, а дети придумывают конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Зимой медведь спит, а летом….», «Зимой заяц меняет шубку, потому что…», «Белка питается орехами, а заяц…».

Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. («Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве»). Игры могут быть разными: «Что бывает жёлтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает – не летает», «Животное домашнее или дикое». Во всех случаях словесные игры закрепляют знания дошкольников, учат использовать их в нужный момент.

Использование игровых обучающих ситуаций имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. С их помощью у дошкольников формируется заинтересованное отношение к материалу занятия, создаются положительный эмоциональный фон и возможность активного проявления для всех дошкольников.

Детей нашего дошкольного учреждения особо увлекает работа по составлению экологических плакатов и эмблем. Дошкольники могут в полной мере ощутить всю значимость природоохранной деятельности и внести свой вклад в дело сохранения окружающей среды.

Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещаем информацию для родителей по экологическому развитию детей, проводим консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения», проводим индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, организация совместных праздников, выставок поделок из природного материала «Осенние фантазии» и рисунков. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, грамотами.

В современных условиях взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью всего учебно-воспитательного процесса. В нашем детском саду мы используем следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников:

-консультации, беседы экологической направленности.

-размещение информации на стендах в родительских уголках (памятки, правила в природе)

-анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.

- в ходе экологических акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию.

- совместные субботники проходят как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период (уборка территории дошкольного учреждения).

Родители, принимающие участие в проектной и исследовательской деятельности получили возможность не только узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.

Приобщение семей к экологическому воспитанию детей, позволило мне сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

Успешно реализовывать свою деятельность и развивать помогает сотрудничество с социумом:

Посещение библиотеки – всегда интересное и увлекательное событие для дошкольников. Там организуются викторины, выставки детской литературы, просмотр презентаций, показ мультфильмов, прослушивание аудиозаписи. Ребята с удовольствием рассматривают журналы, энциклопедии о растительном и животом мире. Путешествуя по страницам «Красной книги», дошкольники узнают о редких животных, растениях нашего края, которые находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране.

Экскурсии в музей расширяют представления дошкольников о разнообразии видов животного и растительного мира через музейные экспонаты. Дети отгадывают загадки об обитателях лесов, степей, водоемов, отвечают на вопросы экскурсовода. Через художественное творчество у дошкольников воспитывается любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Вред мусора

Животные, живущие рядом с токсичными отходами, сильно страдают от мусорных свалок.

В грязных водоёмах утоляют жажду многие животные, которые вместе с водой получают опасные для них химические соединения, вызывающие болезни. А рыбам приходится жить в загрязнённых водоёмах, которые человек своей деятельностью превратил в среду, не пригодную для жизни. Огромное количество мусора вывозится на городские свалки, которые растут с огромной скоростью. Эти горы мусора лежат не десятки, а сотни лет, нанося непоправимый вред атмосфере. В городе нередко можно увидеть переполненные отходами мусорные контейнеры, из которых мусор вывозят не регулярно. А эти контейнеры находятся вплотную к жилым домам.

Люди стали сжигать мусор, чтобы уменьшить вредное воздействие. Они считают, что это поможет спасти окружающую среду, но экология от принятия таких мер не улучшилась, а воздух стал ещё более загрязнённым. Ведь мусор при своём сгорании добавляет в атмосферу вредные токсичные вещества, способные вызывать рак у людей и отрицательно влиять на все живые существа.

В ходе проекта:

У детей появились: интерес к узнаванию природы, проблеме загрязнения окружающей среды; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе информационно – исследовательской деятельности. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творчества и познавательных способностей у детей, в организации и проведении мероприятий.

На первых этапах проекта я с детьми изучала, каким бывает мусор, откуда он берется, как природа «борется» с человеческим мусором, почему в самой природе мусора не бывает.

Разнообразие книг об охране природы, чтение художественной литературы, иллюстрации на экологическую тематику, исследовательская деятельность «Разный мусор» по сортировке отходов, проведение опыта «Мусор в земле» по закапыванию в стеклянные емкости с землей отходов и наблюдение за ними в течение двух недель, помогли создать ясную картину и представление о сложных процессах по утилизации и сортировке мусора.

Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если мы будем чувствовать ответственность за то, что нас окружает, будем выполнять несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры, то мир станет чище. Но такого человека нужно воспитать.

Оценка эффективности проекта

Экологический проект - универсальное средство для экологического воспитания дошкольников. В основе проекта лежит экспериментально-исследовательская деятельность, дети на своем собственном опыте выявили, что мусор нужно уметь сортировать, так как многие вещи могут быть сделаны из вторичного сырья. Для поддержания чистоты нужно в первую очередь самому следить за чистотой.

Работа с детьми:

Экспериментальная деятельность опыт «Когда исчезнет мусор?»

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Мусор Земле не к лицу»

Беседа «Наша планета-Земля»

Беседа «Помоги природе!»

Изготовление поделок из бросового материала «Вторая жизнь отходам».

Изготовление плаката «Мы против мусора».

Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы.

Дидактические игры: «Сортируем мусор». Настольная игра «Что из чего сделано?».

Просмотр презентации «Защитим планету от мусора».

Чтение экологических сказок («Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору»,

экологические сказки про мусор «Мечты сбываются», «Вечные соседи»,

стихотворений (Я. Аким. «Наша планета», А. Усачев. «Мусорная фантазия», С. Михалков. «Будь человеком», разучивание стихотворений («Жили люди на планете»).

Помощь воспитателю в уборке групповой комнаты, трудовые поручения на участке детского сада.

Ожидаемый результат:

У детей сформировалось представление об источниках возникновения мусора, о специально организованных местах сбора мусора;

Дошкольники познакомились с принципами сбора и утилизации бытовых и опасных отходов;

Сформировалось представление об использовании бросового материала для поделок;

У ребят появилась потребность в соблюдении чистоты на природе во время отдыха на улице, дома и в детском саду.

Выставка творческих работ родителей и детей.

Заключение

Для того, чтобы наша планета стала чище, надо чтобы каждый человек задал себе вопрос: Что я могу сделать для того, чтобы мусора было меньше?

Для наиболее эффективной борьбы с мусором нам нужно научиться его сортировать: поставить у каждого дома, несколько контейнеров, чтобы каждый сознательный человек мог сам сортировать свой мусор, внеся свою маленькую частичку заботы об окружающей среде. Так же принимать участие в субботниках по уборке территории школы, улиц, района, участвовать в акциях по сбору макулатуры, чем наш детский сад и занимается.

Вывод

В результате познавательно-исследовательской работы над проектом, мы с ребятами пришли к выводу, что мусор и его основные способы утилизации засоряют окружающую среду, наносят серьезный вред здоровью людей. Очень важно повторно использовать и перерабатывать отходы, а для этого нужны заводы и специальное оборудование. Но если мы всем миром начнем правильно относиться к проблеме мусора, то любой населенный пункт станет чистым, а люди станут здоровее, улучшится обстановка в окружающей нас среде.

Я надеюсь, что эта проблема не оставит равнодушными наших детей и их родителей. И они никогда не забудут, что природа - это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!

Я уверена, что после участия в проекте наши дошколята смогут помочь нашей планете стать чище и внесут свой вклад в решение этой огромной проблемы.

Список литературы

1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М. : «Прогресс».- 1974.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : «Вако», 2007.

4. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

5. Коноплёва Н. П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.

6. Маханёва М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004.

7. Новиков Ю. В. Природа и человек, М. : «Просвещение», 1991 г.

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2010 г.

9. «Энциклопедия по экологии. Планета в твоих руках» (серия «ИДМ. Академия знаний и увлечений», 2020)

Экологический проект «Мы планету очень любим — засорять её не будем!» в подготовительной группе
Фото «Мы планету очень любим — засорять её не будем!»
Экологический проект  в подготовительной группе - фото
Фото №1 Мы должны ввести в мир природы маленьких детей научить их культуре общения с растениями и животными
Публикации по теме:

«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект Л. Рыбакова, И. Минчукова «ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ СОХРАНИТЬ МЫ ДОЛЖНЫ, ИНАЧЕ, ПРОСТО, НЕ БУДЕТ ЗЕМЛИ!» Литературно-экологический проект (Публикация.

Экологическое развлечение в старшей группе «Будем мы беречь планету — ведь ее красивей нету!»Экологическое развлечение в старшей группе «Будем мы беречь планету — ведь ее красивей нету!» "Будем мы беречь планету - ведь ее красивей нету!" Автор сценария музыкальный руководитель Пекло Л. А. «БУДЕМ МЫ БЕРЕЧЬ ПЛАНЕТУ – ВЕДЬ ЕЕ.

Дидактическая игра «Мы природу любим, беречь её будем!»Дидактическая игра «Мы природу любим, беречь её будем!» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫ ПРИРОДУ ЛЮБИМ, БЕРЕЧЬ ЕЁ БУДЕМ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Экологической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологический проект «Мы планету очень любим — засорять её не будем!» в подготовительной группе
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 11:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Мы планету очень любим — засорять её не будем!» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Голубых (УИ 2962163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД