Федичева Юлия
Экологический проект с детьми второй младшей группы «Берегите птиц зимой»
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальной школы
с. Красноармейское муниципального района Красноармейский
Самарской области детский сад «Чебурашка»
Экологический проект с детьми второй младшей группы: «Берегите птиц зимой»
Составил воспитатель: Федичева Юлия Алаксандровна
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
Тип проекта: познавательный.
Вид организации деятельности воспитанников: совместная деятельность воспитателя, воспитанников и родителей.
Сроки реализации: две недели (в зимний период).
Публикация «Экологический проект с детьми второй младшей группы „Берегите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Возраст детей: вторая младшая группа (3-4 года).
Актуальность и новизна:
В мире тяжелая экологическая обстановка. Ученые экологи стали говорить об экологической катастрофе в стране, в целом мире. Важную роль играют птицы в природе, но и им приходиться тяжело выживать в созданных условиях.
Многие птицы совсем не улетают от нас на зиму. Остаются с нами воробьи, синицы, дятлы, сороки, голуби. С весёлым писком и свистом пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них.
Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири.
В зимний период времени птицам тяжело отыскать корм. Всё покрыто снегом. Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью. Голодом страшна зима птицам, а не холодом.
Задача взрослых – воспитывать интерес к нашим друзьям – птицам и неутомимым помощником в борьбе с вредителями в садах, огородах. Необходимо изготавливать кормушки для птиц и насыпать в них корм. Подкормившаяся на кормушке птица начинает весело прыгать с веточки на веточку, летать, чирикать.
Дать детям элементарные знания о том, как кормить птиц, как спасти от гибели зимой.
Каждый день, когда встаём
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы,
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери!
(Г. Г. Ладонщиков)
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Цель: формирование знаний у детей о зимних явлениях природы, желание подкармливать птиц зимой.
Задачи:
Расширять представления о зимующих птицах; голубях, воронах, воробьях, синицах.
Дать представление о снегире.
Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.
Формировать умения замечать, как птицы передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм.
Активизировать познавательную деятельность.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Предварительная работа:
Подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц (открытки, плакаты, фотографии, презентация о зимующих птицах);
Подготовка музыкального сопровождения (музыка из серии «Голоса птиц»);
Подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок;
Изготовление родителями кормушек для птиц и поделок птиц.
Форма проведения: НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи,
продуктивные виды деятельности, заучивания стихотворения, просмотр презентации.
Этапы проведения:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Реализация проекта:
Вид деятельности
1. Наблюдение «Зимующие птицы».
Цель: формирование умений узнавать птиц по внешнему виду.
Задачи:
• Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами.
• Учить замечать особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
• Организовать кормление.
2. Непосредственно- образовательная деятельность по познавательному развитию на тему:
«Подкормим птиц зимой».
Цель: сформировать представление о зимующих птицах, о том, как помогать птицам в зимний период.
3. Непосредственно- образовательная деятельность по художественно- эстетическому развитию на тему:
«Синички» (аппликация).
Цель: формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения в холодное время года.
Задачи:
• Закреплять знания о зиме.
• Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности, аккуратно.
4. Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях (слайдах).
Цель: уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарь детей.
5. Слушание: «Голоса птиц».
Цель: формирование умения распознавать по голосу пение птиц.
6. Составление рассказов по иллюстрациям «Пернатые друзья»
Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь.
7. Разучивание стихов.
Цель: учить детей запоминать стихотворения.
Задачи:
• Формировать умение слушать стихотворения.
• Учить рассказывать небольшие по объёму стихотворения с помощью воспитателя.
• Обогащать словарный запас детей.
• Прививать любовь к птицам.
8. Раскрашивание раскрасок.
Цель: развивать умение раскрашивать небольшие предметные картинки.
Задачи:
• Формировать умение подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.
• Развить мелкую моторику рук.
9. Чтение художественной литературы о птицах.
Цель: формировать у детей умение слушать внимательно, и понимать содержание произведения. Следить за развитием сюжета, высказывать своё эмоциональное отношение.
Сказка «Зимние гости» Н. Павлова
«Птицы зимой» А. Стрижев
Рассказ «Воробей» А. Крылов.
Рассказ «Птицы под снегом» М. Пришвин.
10. Подвижные игры:
«Птички и автомобиль»;
«Голуби и воробьи»;
«Воробушки и кот».
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту, бег.
11. Дидактические игры.
«Собери птицу»; «Что за птица?»; «Кто как кричит?»;
«Угадай на ощупь»; «Кто, где сидит»;
«Угадай, кого не стало?»; «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
12. Домашнее задание для родителей:
• Изготовление кормушек для птиц;
• Поделки птиц;
• Материал познавательной и художественной литературы о птицах «В мире пернатых друзей».
13. Оформление уголка о птицах «Поможем нашим пернатым друзьям».
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Укрепятся взаимоотношения родителей с детским садом. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.
Продукты проекта.
Выставка работ – аппликаций детей;
Листовки «призывающие всех людей беречь птиц в зимний период», «Накормим птиц зимой»;
Плакат с фотографиями «Подкормим птиц»;
Показ презентации «Берегите птиц зимой».
Список литературы
1. О. А. Соломенникова «Формирование элементарных экологических представлений» Москва 2010 г.
2. Т. А. Шорыгина «Птицы» Москва 2002 г.
3. И. Д. Зверева «С любовью к природе» Москва 1983 г.