Марина Дмитрук
Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Маленький, удаленький…»
Актуальность.
Каждый человек любит природу, кто-то больше, кто-то меньше. Чтобы у ребенка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть ее красоту, понимать ценность ее для человека.
В последнее время совсем немногие родители берут детей с собой в лес просто погулять, полюбоваться красотой природы, подышать свежим воздухом. И еще меньше собирают вместе с детьми ягоды, грибы. Поэтому многие дети не знают где и как они растут, как выглядят. И если про ягоды дети могут что-то рассказать, то про грибы многие затрудняются.
Публикация «Экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста „Маленький, удаленький…“» размещена в разделах
Грибы – одно из самых интересных и таинственных объектов природы. При рассматривании грибов возникает вопрос – это растение или нет. Если грибы растения, то почему у них нет настоящих корней, стеблей и листьев? А может грибы – это особые живые организмы, которые сочетают в себе признаки растений и животных? Все ли грибы в нашей местности можно употреблять в пищу? Как собирать их правильно, чтобы не навредить природе? Ответы на эти вопросы дети и воспитатели нашей группы решили найти с помощью данного проекта.
Цель проекта : формировать представления детей о грибах Подмосковья, местности вокруг Дубны.
Задачи проекта :
• Формировать представления о грибах, их строении, о месте грибов в лесном сообществе;
• Учить распознавать съедобные и несъедобные грибы;
• Учить называть грибы по описанию внешнего вида;
• Знакомить детей с тем, где какие грибы чаще всего растут;
• Знакомить с условиями для роста грибов;
• Формировать представления о том, какие грибы помогают животным;
• Учить бережно относиться к объектам природы;
• Развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность внимание, память;
• Обогащать и развивать словарь детей (грибница, споры, подосиновик, подберезовик, опенок и т. д.);
• Учить видеть красоту природы.
Вид проекта : познавательный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Срок реализации проекта : краткосрочный (август – сентябрь).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Учебно – методическое обеспечение: иллюстрации и фотографии грибов, муляжи.
Материал: цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей.
Ожидаемый результат:
Дети познакомятся с грибами;
Научатся различать их;
Познакомятся со съедобными и несъедобными грибами;
Узнают, какие грибы помогают животным;
Будут бережно относиться к природе;
Научаться правильно собирать грибы.
Основные этапы проекта :
I. Подготовительный.
1. Определить цели и задачи проекта.
2. Беседа на тему «Что ты знаешь о грибах?»
3. Беседа на тему «Что такое грибы?»
II. Основной этап.
1. Беседы с детьми «Что такое грибы?», «Съедобные и несъедобные грибы», «Какие грибы растут в Подмосковье?», «Правила сбора грибов».
2. Экскурсии по территории детского сада.
3. Наблюдения на участке (опята, поганки).
4. Чтение художественных произведений: В. Сутеев. «Под грибом», А. Н. Толстой. «Сорочьи сказки. Грибы.», «Война грибов», А. Барто. «Грибной поезд».
5. Пальчиковые игры.
6. Д/и «Съедобное-несъедобное», «Справь ошибку», «У медведя во бору», «Назови правильно», «Продолжи сказку».
7. Азбука безопасности «Маленький, удаленький…»
8. Проведение досуга.
III. Заключительный этап.
Вывод: Грибы – самостоятельное царство живых организмов. В отличии от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества – почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений. (Энциклопедия для детей. Биология.)
Грибы питаются за счет органического вещества, находящегося в почве.
Грибы отличаются от растений:
Никогда не бывают зеленого цвета.
Не способны к фотосинтезу.
Грибы, как и животные, питаются только готовыми органическими веществами, которые производят другие живые организмы. В основном, это растения.
В грибах есть особое вещество, это – хитин, которое можно найти у насекомых. На растения они похожи тем, что рост этих организмов продолжается в течение всей их жизни. Сколько бы времени не существовал бы гриб, его грибница на протяжении всего этого времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и у растений.
Царство грибов имеют характерные только для него признаки – это грибница. Шляпка и ножка – это плодовое тело гриба, сам гриб скрыт под землей. Грибница – и есть сам гриб.
Итоги проектной деятельности :
Дети проявляли активный познавательный интерес, узнали, что такое гриб;
Могут распознавать съедобные и несъедобные грибы;
Узнали, в каких местах и как растут грибы;
Получили представления о правилах сбора грибов;
Расширился словарный запас детей.
Используемая литература.
1. О. А. Соломенникова. «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.»
2. Л. И. Радзиевская. «Азбука безопасности».
3. Энциклопедия для детей.
4. Информация из интернета.