Ирина Антонова
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э. Н. Голованова
Публикация «Экологический проект „Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать. Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
• Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта : информационно-творческий.
Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Продукты проекта :
• Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,
• Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,
• Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
• Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
• Домашние задание родителям. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
• Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
III этап – заключительный
• Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,
• Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,
• Проведение итоговое мероприятия - выставка рисунков в группе «Птицы, мои птицы!».
Содержание работы в процессе реализации проекта
Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.
Предварительная работа с родителями
Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
• Рекомендации на совместные прогулки.
• Совместно с ребенком сделать кормушку.
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
• Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
• Отгадывать загадки про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Просмотр видеофильма «Зимующие птицы»
Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.
Игровая деятельность
Пальчиковая игра
«Птицы у кормушки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Дидактические игры
«Один – много»
Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.
«Назови одним словом»
Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;
уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
«Назови птицу по описанию»
Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
«Кто из птиц лишний»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить
понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с
зимующими птицами; развивать внимание, память.
«Кто из птиц улетел»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
Настольно-печатные игры:
Домино «Птицы»,
Лото: «Животный мир», «Профессии», «Зимующие птицы»,
Разрезные картинки «С какого дерева листок?», «Кто, где живёт?», «Чей обед?».
Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «В гости к птицам».
Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
Словесные игры:
«Чей дом?», «Доскажи словечко».
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички», «Веселый воробей»,
игра малой подвижности «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
Познавательная - исследовательская деятельность
Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Беседы
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).
Наблюдение за птицами зимой
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.
Вместе с детьми выносить корм на прогулку.
Цель: приучать птиц к месту кормёжки.
Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.
Цель: знакомить с повадками птиц.
Наблюдать за птичьими следами на снегу.
Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.
Рассматривание оперения птиц.
Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.
Элементарный бытовой труд
Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Коммуникативная деятельность
1. Чтение рассказов:
И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,
2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.
Аппликация «Снегирь»
Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Взаимодействие с родителями
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Вывод:
• Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
• Пополнилась предметно – развивающая среда : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
• У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Используемая литература
1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
4. Птицы России : школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.