галина некряч
Экологический проект «Планета — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - исследовательский проект по экологии.
Подготовительная группа
«Планета — наш дом»
Вид проекта : Познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проблема:
Публикация «Экологический проект „Планета — наш дом“» размещена в разделах
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Актуальность:
Наш край - удивительно красивый. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель:
Формирование экологической культуры старших дошкольников через совершенствование связной речи.
Задачи проекта :
— систематизировать и углубить представления о явлениях и объектах живой и неживой природы как факторах экологического благополучия;
— обобщить знания природоведческого и природоохранного характера, формировать основы планетарного экологического сознания;
— дать представления о стихиях: огне, воде, воздухе, земле;
— закрепить знания о среде обитания животных и птиц нашей планеты;
-Расширять словарный запас, обозначающих названия действий и признаков;
-Научить использовать в речи существительные с обобщающим значением;
-Учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных ;
-Упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного
числа, а так же существительные родительного падежа
единственного числа;
- Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и
монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при
составлении рассказов по серии сюжетных картинок);
— умение находить место звука в слове;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
— воспитывать любовь, доброту и чуткое отношение ко всему живому.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды;
- Определение цели;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап
- Проведение комплекса мероприятий
- Взаимодействие с родителями
Заключительный этап
- Конкурс рисунков «Наш край».
Предполагаемый результат:
Сформированность представлений детей об явлениях природы.
сформированность желания изучать природу и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
пополнение активного словаря детей;
Предварительная работа:
Наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки.
Взаимодействие с родителями:
Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за погодными явлениями, за облаками (форма, размер, цвет).
Памятка для родителей «Что подскажет нам природа – народные приметы» .
Методы и приё мы:
наглядный (наблюдение, показ, демонстрация);
словесный (рассказ, чтение, беседа);
практический (игра, упражнения, опыты и эксперименты).
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков «А за окном то дождь, то снег», рисунки-загадки «На что похоже облако?».
Материалы к проекту :
Электронная презентация «Природные явления», «На что похоже облако?».
Перечень примет о природных явлениях, поговорок о погоде, загадок о природных явлениях.
Картины, иллюстрации на тему «Красоты родного края» (знакомство детей с природой родного края в разное время года).
Художественная литература: И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Белая береза», «Поет зима - аукает», К. Бальмонт «Снежинка», «Осень».
Рисунки детей.
План реализации проекта :
Понедельник
1. НОД: «Водные богатства».
Звучит аудиозапись «Звуки природы». Дети с воспитателем встают в круг. В руках у воспитателя мяч, его передают друг другу. При этом произносят слова из стихотворения И. Петросяна «Наш дом родной, наш общий дом».
Наш дом родной, наш общий дом —
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг!
Тут — речка, там — зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь.
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой.
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря,
Все называется — Земля.
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар там голубой —
Любимую планету!
Воспитатель. Ребята, о чем это стихотворение?
Дети отвечают.
Правильно, о мире, который нас окружает. Загадывает загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус.)
Если дети затрудняются, воспитатель показывает отгадку.
Какие цвета вы видите на глобусе?
Дети. Голубой, коричневый, желтый.
Воспитатель. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети. Голубого.
Воспитатель. А как вы думаете, что обозначает голубой цвет на глобусе?
Дети. Этим цветом обозначены океаны, моря, реки, озера. Воспитатель. Правильно, можно сказать, это все — вода. Поднимите руку те, кто из вас был на море? Опустите. Какая в море вода на вкус? А в реке?
Дети отвечают.
А еще можно сказать, что она пресная.
Рассказ воспитателя. Что тиакое пресная вода, для чего она нужна.
Какой воды на Земле больше: пресной или соленой? (Показывает на глобусе моря, реки, озера.)
Дети. На Земле больше соленой воды.
- С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»;
Сочинение сказки «Приключение капельки»
Итог: появление Капельки, которая благодарит детей за увлекательное путешествие в которое ее вовлекли дети и в благодарность Капелька предлагает им попить ее чудесной водицы.
2. Дидактические игры:
- «Какой бывает вода»;
- «Льдинки, снежинки, капельки»;
- «Что будет, если …»;
3. Подвижные игры:
- «Море волнуется раз …»;
- «Ручеек»;
4. Разучивание стихотворений, поговорок, пословиц о воде и различных ее состояниях.
5. Загадывание загадок.
6. Просмотр презентации «Водоворот в природе»
Формировать представления детей о значении воды в жизни всего живого на Земле. Уточнять представления о природных источниках воды и ее состояниях в природе. Воспитывать осознанно-правильное отношение к природным ресурсам.
Обогащать активный словарь детей по теме: вода. Развивать воображение, связную речь, образные представления.
Вторник
1. НОД: «Четыре стихии»
Воспитатель. – Ребята, я предлагаю совершить путешествие вокруг земного шара. Готовы? Тогда занимайте места в космическом корабле и полетели!
Предлагается рассмотреть земной шар – глобус.
- что обозначено на глобусе коричневым или желтым цветом?
Дети. Земля, пустыни, горы.
Воспитатель. Да, это суша, т. е. твердая поверхность. Что обозначает на глобусе зеленый цвет?
Дети. Зеленый цвет обозначает лес.
Дети вместе с воспитателем подходят к панораме, которую сделали заранее.
Воспитатель. Кто из вас покажет небо? Почему это небо?
Дети. Летят облака, они находятся наверху, и небо прозрачное.
Воспитатель. Кто покажет землю? Почему ты решил (а, что это земля?
1-й ребенок. Она желтая, коричневая, зеленая; на ней растут деревья и т. д.
Воспитатель. Кто покажет воду? Почему это вода?
2-й ребенок. Она голубая.
Воспитатель. Кто покажет огонь?
Молодец, правильно. А как ты догадался?
3-й ребенок. Внутри вулкана есть раскаленная лава.
Воспитатель. Ребята, на нашей панораме хорошо видны четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.
Проводится игра «Найди свою стихию».
У воспитателя четыре картины по стихиям (Земля — поле, воздух — небо в облаках; вода — море; огонь — солнце). Эти картины следует показать детям и спросить, какая стихия изображена на картине. Их раскладывают на четыре стола (по стихиям).
На отдельном столе, рисунком вниз, лежат маленькие картинки, принадлежащие четырем стихиям (горы, небо, пруд, луг, фонтан, лес, пустыня, летящие птицы, море, свеча, дым, вулкан, молния). Воспитатель называет звуки, если в имени ребенка есть этот звук, он берет одну картинку, рассматривает ее и кладет на стол с нужной стихией.
Игра заканчивается, когда все дети нашли свою стихию. Затем идут на экскурсию и проверяют, правильно ли лежат картинки.
В группу заносят посылку. Она с Северного полюса.
Ребята, хотите посмотреть, что в посылке?
Дети отвечают. Воспитатель смотрит внутрь и говорит, что там лежат фигурки — оригами и письмо от белых медведей. (Читает его.) «Здравствуйте, дорогие дети! Наши друзья, птицы, рассказывали нам, что вы любите Землю, много знаете о природе. Хотим попросить вас выполнить одну нашу просьбу: расселите, пожалуйста, наших друзей по тем стихиям, в которых они живут на воле. Мы знаем, что у вас в группе найдется подходящее место. Но у нас есть условие: делать это самостоятельно, не разговаривая и не давая советов.
Дети вынимают из ящика по одной фигурке — оригами животных, рыб и закрепляют их на панораме Земли.
Перед выполнением задания воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какую фигурку он достал. Затем напоминает об условиях игры. Игра заканчивается, когда все животные окажутся на соответствующих местах.
А какая стихия не имеет своих жильцов?
Дети. Огонь не имеет своих жильцов.
Воспитатель. Как вы думаете, почему?
Дети. Можно сгореть.
Воспитатель. Правильно, в огне нет жизни. Какая стихия оказалась самой заселенной?
Дети. Океаны и моря.
Воспитатель. А где живет человек?
Дети. На земле.
Воспитатель. Какие животные селятся ближе к человеку?
Дети. Собака, кошка.
Воспитатель. Почему?
Дети. Они домашние, нуждаются в заботе.
Воспитатель. Какие животные избегают встреч с человеком?
Дети. Дикие.
Воспитатель. Как вы думаете, кто отвечает за жизнь на Земле?
Дети. Человек.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он имеет ум, у него самые большие возможности.
Воспитатель. Правильно, человек может спорить с природой и даже выводить новые сорта растений и породы животных.
Ему дано все: свет, тепло, огонь, полезные ископаемые. Однако нельзя пользоваться этим бездумно. Нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранились равновесие и гармония, мир между ее обитателями. Как вы думаете, чем человек может отблагодарить природу за дары, которыми он пользуется?
Дети отвечают.
Правильно, а еще мы можем украсить мир и Землю. Украсим ее цветами из бумаги.
Дети выполняют работу самостоятельно, по схеме.
Вы молодцы, очень постарались. Посмотрите, какая красивая стала наша Земля. Какие чудесные распустились цветы.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим
2. Отгадывание загадок про огонь, воду, воздух.
3. Дидактические игры: «Доскажи словечко»; «Солнце, воздух и вода», «Уроки безопасности»
4. Подвижные игры: «Гори, гори ясно…», «Холодно-горячо»
5. Экспериментирование: проведение опытов «Извержение вулкана». –
6. Чтение художественной литературы :Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»
Г. Х. Андерсен «Огниво», С. Я. Маршак «Пожар»,
-формировать знания у детей о неживой природе, о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям;
- систематизировать знания о стихиях, об их значениях в жизни человека;
Обогащать активный словарь детей.
- Развивать воображение, связную речь, употребление прилагательных в сочетании с существительными.
Среда
1. Наблюдения в природе «Солнечный лучик»
Воспитатель:«Солнце – источник тепла и света» Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.
Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.
Раскаленное вещество излучает свет, т. е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за 8 минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому, даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.
Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.
Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?
Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?
2. Пальчиковая гимнастика (см. приложение)
3. Дидактические игры:
«Живое – неживое», «Явления природы», «Времена года»
4. Подвижная игра
«Пожарные на ученье», «Попади в обруч».
5. Наблюдение за небом в разное время суток.
Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, воспитывать культуру экспериментальной работы.
Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Наблюдение: солнце как источник тепла и света, необходимое для всего живого (наблюдение за растениями на затененной и солнечной стороне участка).
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап».
Обогошать словарный запас детей, учить употреблять уменьшительно – ласкательные прилагательные.
Четверг
1. Восприятие художественной литературы «Экологические сказки : Сказка о радуге».
2. Составление рассказов «Я люблю такую погоду…»
3. Просмотр мультфильма «Земляничный дождик»
4. Загадывание загадок о природных явлениях.
5. Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»
Формировать представление о радуге как природном явлении, имеющем прямую взаимосвязь с погодными явлениями.
Развивать любознательность.
Обогащать активный словарь детей.
Закрепить названий природных явлений с последующим их описанием.
Развивать воображение.
Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)
Просмотреть, проанализировать мультфильм «Земляничный дождик», ответить на вопросы по мультфильму, пофантазировать на тему «Я люблю такую погоду…», побудить детей к составлению фантазийных рассказов на тему природных явлений с последующим изображением их на бумаге.
Пятница
1. День пословиц и примет (см. приложение)
2. Наблюдение в природе «Какого цвета небо?»
3. Рисование акварелью «На что похоже облако?»
4. П/игра «Найди свою пару»
Активизировать мыслительную деятельность детей, углубить экологические знания, воспитывать трепетное отношение к природе.
Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.
Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.
Пословицы, поговорки о погоде; народные приметы, связанные с явлениями погоды (животные, растения - синоптики); карточки с изображением животных и растений-синоптиков.
Просмотр фотографий: виды облаков.
Просмотр и анализ фотоальбома: «На что похоже облако».
Рисунки-загадки. Выставка рисунков.
Литература:
• Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми – Мн. : «Асар» –1996.
• Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию – Издательство ВАКО –2008.
• Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду – Издательство «Мозаика – синтез» – 2002.
• Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. – Издательство «Сфера» – 2008.
• Николаева С. Н. Методика экологиче