Ульяна Чурикова
Экологический проект «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы
Обитатели морей и океанов
«Есть такое твердое правило:
встал поутру, умылся, приведи себя в порядок
и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент – Экзюпери
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности. Но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания. Экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Публикация «Экологический проект „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты.
Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека на природу. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, облагораживать природную систему.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Е. И. Водовозова сказала, что «ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательно всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать ребенка постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
“Экология” предполагает решение следующих развивающих задач:
пробуждение, формирование и стимулирование собственной познавательной активности детей;
развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств;
развитие навыков общения, ведения диалога, способности формулировать свое мнение;
формирование терпимости, уважительного отношения, способности слышать, понимать и принимать мнение другого человека;
воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире;
формирование социокультурных навыков.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ»
Тип проекта : групповой, информационный, познавательно-творческий.
Продолжительность: 3 месяца.
Сроки реализации проекта : январь – март 2020 г.
Участники проекта : дети 4-5 лет средней логопедической группы, учитель – логопед высшей квалификационной категории – Чурикова Ульяна Евгеньевна,
воспитатель высшей квалификационной категории – Раханская Светлана Энриховна, родители воспитанников.
Гипотеза: Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её.
Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ, знакомство и расширение знаний детей об обитателях морей и океанов.
Участие детей в проекте «Морские обитатели» позволит обогатить знания и представления о жизни обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей. Обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
обогащать и расширять словарный запас детей;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы;
развивать грамматический строй речи, память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов;
развитие умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
развивать способность вслушиваться в звуки природы;
развивать познавательный интерес, творческие способности;
учить применять полученные знания в разных видах деятельности;
использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
учить охранять окружающую среду;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество,
социализация, физическая культура;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание принимать активное участие в работе детского сада;
способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно–речевое, социализация, музыка, безопасность, здоровье.
Основная НОД: устранение речевых дефектов, знакомство с художественной литературой, художественное творчество, различные нетрадиционные художественно – графические техники.
Предполагаемый результат:
владеть понятиями «морские обитатели»;
иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения
тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
знать о взаимосвязи с другими обитателями;
иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
развитие коммуникативных навыков у детей, формирование связной речи в пределах возрастной нормы развития, стремления к поддержанию диалога;
устранение нарушений звукопроизношения, формирование правильных грамматических форм речи;
развитие у детей познавательной исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
совершенствование выразительности в речи детей;
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный.
2 этапы – содержательный.
3 этап – подведение итогов.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1) Провести диагностику знаний детей по теме проекта.
Цель: выявить знания и представления детей о морских обитателях
- Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?
2) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий, наглядных пособий (альбомы, картины, настольные игры).
3) Информационный материал для родителей. Включение родителей через индивидуальную беседу в проектную деятельность.
Цель: приобщение родителей к участию в проекте.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) Тема: «Что такое море?» Цель: дать представление о морских просторах.
2) Тема: «Морские жители» Цель: уточнить и расширить представления о морских обитателях. Развивать умение наблюдать, развивать речь.
3) Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Девятый вал»,
«Чёрное море» и др. ;
4) Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма
«В порту»; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо».
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Знакомство с литературными произведениями: О. Квитка «О море», А. Макулина «О чем мечтает кашалот», атлас морей и океанов (для дошкольников, «Тайны живой природы (перевод с английского А. М. Голова); А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Море», заучивание стихов и загадок о жителях подводного мира.
Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром;
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации.
Формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. КОММУНИКАЦИЯ
1) Описательный рассказ о морском обитателе.
Цель: Продолжать учить составлять предложения по пиктографическим схемам, давать полные ответы на вопросы.
2) Пересказ сказки «Змея и рыба»
Цель: помочь понять мораль и содержание сказки, уточнить представления о рыбах.
3) Тема: составление рассказа по сюжетной картинке «Морские обитатели»
Цель: закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей.
4) Чтение и заучивание стихотворения «Что такое море?»
Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, учить выразительно рассказывать стихотворение.
5) Заучивание загадок, стихотворений, поговорок.
Цель: развитие внимание, памяти, мышления. Учить выразительно и эмоционально рассказывать стихи и загадки. Учить толкованию поговорок.
6) Инсценировка сказки «Сказка о том, как золотая рыбка спасла море»
Цель: развивать у детей любовь к сказкам, эмоциональное раскрепощение, творческие способности.
МАТЕМАТИКА
Уточнение представления детей о таких понятиях, как «один», «много», «широкий», «узкий», «высокий», «низкий», «большой», «маленький».
Учить отвечать на вопрос «сколько?», «какой по порядку?».
Ориентировка в пространстве.
Выкладывание из палочек Кьюзнера морских обитателей.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Пальчиковые игры, физкультминутки, упражнения на развитие плавного речевого дыхания, содружественных движений рук и органов артикуляции.
Спортивный праздник «Морское путешествие».
Подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Морские превращения».
Цель: Формирование двигательных навыков, совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) Рисование на тему «Обитатели Черного моря»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб и морских обитателях, их среде обитания. Побуждать передавать данные знания в рисунке.
2) Рисование на тему: «Угадай, кто спрятался»
Цель: побуждать детей применять полученные знания в рисовании. Развивать воображение.
3) Конструирование из бумаги «Такие разные рыбки»
Цель: продолжать побуждать детей различать рыб по внешним отличительным признакам. Закрепить умение симметрично надрезать бумагу, сложенную вдвое.
4) Лепка «Осьминожки»
Цель: продолжать учить раскатывать пластилин и учить объединять отдельные части в единое целое. Закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.
5) Домашнее задание «Чудо рыба»
Цель: сплотить родителей и детей в самостоятельной деятельности.
6) Роспись камней «Украшение морского дна»
Цель: побуждать детей применять полученные знания в рисовании. Развивать воображение.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1) Ситуативная беседа «Как вести себя на воде»
Цель: познакомить детей с опасностями, которые нас подстерегают.
2) Подвижные игры: «Караси и щука»
Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего.
«В синем море»
Цель: развивать наблюдательность, воображение, фантазию.
«Невод»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
3) Сюжетно-ролевые игры: «Морские обитатели», «Подводное царство», «Рыбаки и рыбки», «Море волнуется».
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развёртыванию данных игр.
Д/и «Собери картинку и назови»
Цель: закрепить умение складывать картинку и угадывать морского обитателя.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Прослушивание и заучивание песен о море;
Слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина»; Камиль Сенс – Санс «Аквариум».
Танец «А рыбы в море плавают»
Музыкальное развлечение «На дне морском»
Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций.
Музыкальные игры
Цель: Устойчивость внимания, точное выполнение словесных инструкций; двигательно-слуховая координация; распределение внимания; ритмизированная речь, дикция;
слуховое внимание.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выставка рисунков и поделок из природного материала «Море и морские тайны».
Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультации для родителей: «Как заинтересовать детей тайнами необычного морского мира»; Помощь в организации досуга на морскую тематику.
Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, педагогов. Фотовыставка: «Морские обитатели», «Я в дельфинарии», «Я в аквариуме», посещение музея истории рыбной промышленности им. А. В. Буряченко; родители помогают оформить уголок рисунками, поделками;
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
1. Показ открытого бинарного занятия «Морские обитатели»
(учитель-логопед + воспитатель)
Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь.
2. Интегрированная деятельность «На дне морском».
3. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.
4. Совместная работа с родителями, выставка работ из природного материала морских обитателей.
5. Фотовыставка: «Морские обитатели», «Я в дельфинарии», «Я в аквариуме», посещение музея истории рыбной промышленности им. А. В. Буряченко.
6. Презентации к занятию «Морские обитатели»,
ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ
В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес. Постепенно проект из познавательного превращался в социально-личностный; дети стремились поделиться полученной информацией. Смогли реализовать свои творческие способности.