галина рязанцева
Экологический проект «Необыкновенные приключения обыкновенной шишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект : «Необыкновенные превращения обыкновенной шишки»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети средней возрастной группы ДОУ, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта :1 месяц
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Необыкновенные приключения обыкновенной шишки“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Природа оставляет большой след в душе ребенка, воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую травку, слушая щебетание птиц, ощущая запах цветов.
Первые восприятия важны для ребенка, а новое удивляет и вызывает интерес. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого не нужно специально куда-то везти ребенка, можно знакомить детей с природой, которая окружает их в повседневной жизни.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно, относиться к природе своего края, своей Родины.
Цель:
Расширить знания детей о деревьях, в том числе хвойных, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природе - убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через различные виды художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Задачи:
Формирование представлений о состояниях природы.
Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Развитие внимания, творческого воображения и фантазии дошкольников.
Совместное коллективное творчество взрослого и ребенка.
Закрепить и углубить знания детей о растениях, их листьях, плодах, семенах.
Формировать умение различать шишки хвойных деревьев : сосновые, еловые, шишки лиственницы, кедра.
Научить детей вести наблюдения за объектами природы.
Способствовать накоплению детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательного интереса, творческого потенциала дошкольников.
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Оптимизация сотрудничества с родителями.
Увлеченность совместной творческой деятельностью взрослого и ребенка.
Получение дополнительных знаний о деревьях, уметь различать хвойные и лиственные деревья, определять их листья, плоды, семена.
Сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Сформировать у детей бережное отношение к миру природы.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Гипотеза: Если дети узнают больше информации о деревьях, то они станут внимательнее и бережнее относиться к окружающей их природе.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап.
Апробация содержания проекта “Сосновая шишка”.
Проведение мероприятий в группах.
Взаимодействие с родителями- консультация «Экологическое воспитание дошкольников в семье».
Подведение итогов проекта.
Деятельность педагогов
· Проведение бесед, занятий.
· Активное участие в составлении сказки, показе ее родителям.
· Организация Экскурсии в краеведческий музей, прогулок на природу.
· Оформление коллективных поделок из природного материала.
Деятельность родителей
· Активное участие в проведение экскурсий в музей.
· Помощь в изготовлении поделок из природного материала.
Деятельность детей
· Изготовление коллективных работ, поделок в группах.
, Сочинение сказки
· Разучивание стихов, песен про шишку.
Заключительный этап.
1. Выставка поделок совместного творчества из шишек.
2. Совместное с детьми написание сказки «Необыкновенные приключения обыкновенной шишки»
3. Подведение итогов.
4. Презентация проекта.
Формы реализации проекта.
Экологические занятия.
Наблюдения и экскурсии.
Познавательное чтение.
Занятия по развитию речи (сочинение сказки, обыгрывание)
Подвижные, дидактические игры.
Принципы реализации проекта :
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип интеграции с другими образовательными областями.
Интеграция образовательных областей.
№ Образовательные области Вид деятельности
1. Познавательное развитие Обследование и рассматривание листьев, плодов, семян, шишек, экскурсии, наблюдения.
2. Речевое развитие Рассказ воспитателя, беседы, свободное общение, сочинение, рассказывание сказки, сочиненной с детьми, исходя из поделок, сделанных на выставку.
3. Физическое развитие Подвижные игры, физкультурные минутки.
4. Художественно-эстетическое развитие Чтение стихотворений, загадывание загадок, художественное творчество.
5. Социально-коммуникативное развитие Свободное общение детей, беседы, дидактические игры.
Перспективный план реализации проекта «Необыкновенные превращения обыкновенной шишки»
Образовательная деятельность
1 1. Экскурсия по территории детского сада, к мечтам произрастания хвойных деревьев :сосны, ели, лиственницы, туи, кедра и сбор шишек для дальнейшего изучения.
2 1. Беседа «хвойные и лиственные деревья»
2. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
3 1. Игровой само-массаж шишками с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук, релаксации и повышения иммунитета детей.
2. Художественное творчество (рисование) – «Шишка на сосне».
4 1. Изготовление поделок из шишек «Ежик лесной».
5 2. Выставка поделок и рисунков.
6
Список литературы:
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
Педагогическое проектирование. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011.
Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников// Педагогика 2007 - №5
Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. - СПБ. ;Детство-Пресс, 2007